Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Вне истеблишмента

Вне истеблишмента

С 1 декабря 2021
Русский музей
Мраморный дворец

1 декабря в Мраморном дворце при поддержке Благотворительного фонда «Система» открывается выставка «Вне истеблишмента». Этот инклюзивный проект Русского музея - первая в России масштабная экспозиция самобытных художников в федеральном музее и попытка представить произведения с точки зрения их принадлежности к актуальному художественному процессу.
На выставке будут представлены наиболее яркие авторы, которые имеют ментальные особенности и/или психиатрический опыт и создают произведения, обладающие уникальной художественной ценностью: Юлия Косульникова, Алексей Сахнов, Алексей Баров, Ильгар Наджафов, Сергей Федулов, Александр Савченко.

Процесс ввода искусства, созданного людьми, принадлежащими к миноритарным группам, в художественную практику был запущен еще в начале ХХ века. В середине прошлого столетия появился термин «ар-брют», созданный художником Жаном Дюбюффе. Он акцентировал внимание на эстетической стороне произведений, а не на медицинской или социальной характеристике автора, что стало настоящим прорывом и вывело все направление из маргинальной сферы на новый уровень признания в западных странах. Однако более широкое распространение в мире получил англоязычный термин «аутсайдер-арт», предложенный в 1972-м Роджером Кардиналом.
С течением времени эти термины приобрели новые оттенки смысла и вобрали в себя огромный диапазон явлений. Органично звучавшие в то время, когда их изобрели, сейчас они уже морально устарели, но исследователи по-прежнему ими пользуются за неимением других. Русский музей, не стремясь решить терминологические проблемы, названием данной выставки - «Вне истеблишмента» - все же пытается уйти от вышеприведенных обозначений, при этом указав на то, что объединяет представленных в экспозиции художников. Их отличает невовлеченность в процессы бытования арт-сообщества, арт-истеблишмента с его рыночными стратегиями, актуальным дискурсом и т.д.

На Западе существует более 400 галерей и музеев, выставляющих художников с инвалидностью, ментальными особенностями, психиатрическим опытом. Их работы входят и в коллекции крупнейших музеев мира. В нашей стране дело обстоит иначе. В советскую эпоху искусство художников, проходивших лечение в закрытых медицинских учреждениях, было доступно лишь узкому кругу специалистов в области психиатрии и не получало искусствоведческого осмысления и художественного признания. Помимо дефицита специалистов - исследователей творчества людей с ментальными особенностями, в нашей стране существует и дефицит материала для исследований, ведь во многих психоневрологических интернатах (ПНИ) у резидентов либо нет возможности для творчества, либо их художественная продукция не сохраняется. Представленные на этой выставке авторы - редкие и счастливые исключения: у них есть условия для реализации своего таланта.
Все экспоненты - самостоятельные художники с узнаваемым стилем, манерой, графическими и живописными приемами. Визуальный язык каждого из них сформировался благодаря его жизненному опыту и отражает его мысли и желания, а не конъюнктурный запрос арт-рынка. Юлия Косульникова верна теме закрытых учреждений: в ее работах мы видим больницы, тюрьмы и психоневрологические интернаты, однако суровая реальность, пропущенная через восприятие художницы, преображается. Алексей Сахнов увлечен передачей пространственных отношений: и в серии рисунков, изображающих разного рода интерьеры, и в моделировании домов из картона. Алексей Баров выражает свое видение реальности через конкретные предметы: медицинские инструменты, машины, технические устройства, которые он создает из пластилина, очень подробно прорабатывая детали. В картинах Ильгара Наджафова воплощены сюрреалистические миры и далекие страны, в которые автор мысленно улетал или помещал своих знакомых. Работы Сергея Федулова тоже фантазийные. Он создал и обустроил параллельную действительность, где сосуществуют различные персонажи - от инопланетян и кошки-космонавта до Сталина и Наполеона. Александр Савченко работает в разных жанрах живописи, но особенной выразительностью отличаются созданные им образы женщин.

Выставка будет соответствовать принципам универсального дизайна и инклюзивной среды. Она будет адаптирована для посетителей с различными формами инвалидности (зрения, слуха, двигательных или ментальных особенностей). В рамках выставки планируется обширная образовательная программа, состоящая из мероприятий онлайн и офлайн: курс лекций от экспертов в области современного/самодеятельного искусства; семинары по организации инклюзивных выставок, по созданию доступной среды в музеях; круглые столы со специалистами; занятия на экспозиции с разными людьми: жителями социальных учреждений, людьми с особыми потребностями; встречи с художниками (перформансы, мастер-классы, artist talk, медиация по выставке от авторов работ).

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Система» и продлится до 10 января. БФ «Система» - оператор социальных инвестиций АФК «Система» на протяжении многих лет выступает партнером культурных, просветительских и инклюзивных инициатив Русского музея, среди которых адаптированные экскурсии и занятия, универсальный дизайн музейной среды, мультимедийные гиды, образовательные онлайн-курсы.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»