№ 1/2004
Содержание:
ТЕМА
Григорий Стернин
По поводу одного юбилея. К столетию «Союза русских художников»
МУЗЕЙ
Елена Ружникова
Из истории музейного собирательства. «Союз русских художников» в коллекции Архангельского музея изобразительных искусств
АРХИВ
Виктор Леонидов, Ольга Землякова
Триумф в Америке
ВЫСТАВКА
Елена Беспалова
Бакст в Чикаго
ХУДОЖНИК
Владимир Лапшин
Василий Васильевич Переплетчиков. Художник. Путешественник. Литератор
Публикация Светланы Глобачевой
Сергей Орлов
Скульптор Надежда Крандиевская: возвращение мастера
Татьяна Пластова
«Музыка чистых форм». Живописная традиция в творчестве А.А. Пластова
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Валерий Дудаков
Привилегия частного коллекционирования
Александр Тихонов
«Союз русских художников» на мировом художественном рынке
Игорь Кернер
Изменение цен на отечественном рынке русского искусства
Наталья Костаки, Владимир Зажирей
Георигй Костаки - коллекционер и человек
Лилия Евсеева
Костаки - собиратель русского искусства
Владимир Алейников
Вспоминая Владимира Яковлева...
Публикация Бориса Фридмана
РАКУРС
Елена Струтинская
Легенда о «Саломее»
ПУБЛИКАЦИЯ
Николай Мишеев
Русское искусство. Журнал «Перезвоны», Рига, № 20 (12) 1926 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Елена Степанян
Геннадий Рождественский. «Треугольники. Триптих». М., Слово, 2001
Виктор Леонидов
Ренэ Герра. «Они унесли с собой Россию...»
СПб., Блиц, 2003
От редакции
Дорогие читатели!
Наконец-то наша встреча состоялась. Встреча, долгожданная для редакции, которая смогла осуществиться благодаря издательскому дому «ЭДИПРЕСС- КОНЛИГА», взявшему под свое крыло художественный журнал с ответственным названием «Русское искусство».
Каждое издание должно иметь сверхзадачу, если хотите, свой пафос. Источником нашего составительского, издательского, наконец авторского пафоса и вдохновения стало действительно редкостное стечение обстоятельств, а именно: в истекшем, 2003 году, когда создавался этот номер, исполнилось восемьдесят лет с выхода в свет «знакового», как принято сейчас говорить, журнала «Русское Искусство». В его редакционный совет входили крупнейшие искусствоведы, историки, литераторы, - достаточно назвать имена А.Н. Бенуа, А.В. Бакушинского, Б.Р. Виппера, И.Э. Грабаря, П.П. Муратова, Н.Н. Пунина, Я.А. Тугендхольда, П.Е. Щеголева, Е.И. Замятина, О.Э. Мандельштама и многих других. В 1923 году вышло всего три номера журнала (второй и третий были сдвоены). Несмотря на сверхкраткий век издания его идеология - идеология поиска целостности, то есть анализа внутренних и внешних, вертикальных и горизонтальных связей, существующих между разными этапами русской художественной культуры, между изобразительным искусством (прежде всего живописью) и другими видами художественного творчества, наконец, между национальным и мировым искусством, - эта идеология нам представляется самой действенной, живой, продуктивной и по сей день.
Далее. В истекшем же году исполнилось сто лет «Союзу русских художников», объединению, в которое, как хорошо известно, вошли мастера самых разных художественных устремлений, возможностей, творческих характеров. «Союз русских художников» представляется нам тем редчайшим вариантом сообщества, когда с поразительной гибкостью, пластичностью, ни в чем не стесняя личность художника, его творчество ставится - как бы самим ходом вещей - в художественный контекст, ненасильственно сопоставляется с тем лучшим, что есть в сегодняшней культурной жизни. Нам показалось, что эта знаменательная дата говорит о том же, о чем и предшествующая, - о собирании культурных сил, таком необходимом для нас сегодня.
И, наконец, третье. В 2003 году отмечалось девяностолетие со дня рождения коллекционера и мецената Георгия Дионисовича Костаки, о деятельности которого нет нужды говорить здесь подробно. В чьей биографии пафос культурного собирательства воплотился сполна, так это в биографии Костаки, как, впрочем, и в характере его коллекции (она, как известно, была трехчастна, состояла из собраний икон, живописи русского авангарда и народной глиняной пластики).
Итак, внимательное собирание, сохранение, а также приобщение читателя - и далеко не только специалиста - к сокровищам национальной культуры и к ее актуальной жизни - вот наша платформа, наш пафос и наше намерение.
Этому намерению соответствует, с нашей точки зрения, сама композиция журнала, его рубрикационная структура. Каждый номер будет открываться рубрикой «Тема» - в первом номере, естественно, «темой» явилось столетие «Союза русских художников». Следующие четыре рубрики составляют, с нашей точки зрения, крепкую смысловую связку, так как в них последовательно рассматриваются все те метаморфозы, которые происходят с художественным произведением с момента его рождения и - включая его перемещения из коллекции в коллекцию - до тех пор, пока (в счастливом случае) оно не найдет себе окончательный, достойный и законный приют. Итак, названия этих рубрик: «Музей», «Выставка», «Коллекционер», «Художник». Особое место в журнале занимает рубрика «Публикация», так как архивной, документальной, мемуарной темам мы приписываем большое значение: живое слово очевидца или глубокое, но не нашедшее своевременно издателя исследование обязательно должны найти своего читателя в потомстве. Следуя заветам «Русского Искусства» 1923 года, мы стремимся не обойти вниманием и важнейшую проблему взаимодействия искусств - именно ей посвящена рубрика «Ракурс». И, наконец, материалы «быстрого реагирования», отклики на то, что показалось нам наиболее значительным в сегодняшнем потоке литературы об искусстве (в широком смысле слова) будут представлены в разделе «Рецензия». Добавим к вышесказанному, что эта структура не является раз навсегда данной, неподвижной: круг рубрик станет видоизменяться и включать в себя новые по мере необходимости, по мере возникновения новых тем.
Хотелось бы самих себя напутствовать так, как напутствовали себя создатели того, прежнего «Русского Искусства»: «журнал... будет беречь лучшие художественные страницы прошлого и по-новому вчитываться в них. Вчитываться - в интересах той преемственности, без которой невозможна ни художественная культура, ни техническое мастерство».
Пожелайте же нам исполнения этого замечательного завета.
С уважением, главный редактор
О. В. Костина
|