№ 3/2004
Содержание: № 3/2004
ТЕМА Андрей Толстой Русское искусство: зарубежные маршруты
МУЗЕЙ Виктор Леонидов Собрание одесского городского головы в Оксфорде
Елена Беспалова Настенная живопись Бакста для дома Ротшильдов в музее «Уодесдон»
Александр Тихонов Коллекционер Калуст Гюльбенкян: «Only the Best!»
Елена Бехтиева Романтик реализма Музей И.С. Тургенева в Буживале
Лариса Черкашина «Русский след» в стране Восходящего Солнца
АРХИВ Владимир Платонов Забытый музей
ВЫСТАВКА Алла Луканова «Клеопатра». Из истории одного собрания
ХУДОЖНИК Нина Казаринова Художники Сведомские. Михайловский завод ─ Рим ─ Сан Ремо
Анна Чудецкая Синтез умозрительного и непосредственного
КОЛЛЕКЦИОНЕР Ренэ Гера ─ Елена Степанян Нарушитель границ
РАКУРС Мария Чегодаева Подарок Великого князя
Татьяна Барышева О русском серебре и уроках истории на аукционе «Тажан»
ПУБЛИКАЦИЯ Надежда Рейн Александр Бенуа и «Мир искусства»
РЕЦЕНЗИЯ Виктор Леонидов «Венок Ровинскому»
Елена Степанян Борис Покровский. «Что, для чего и как?»
От редактора
Русское искусство как «расширяющаяся Вселенная» ─ так примерно можно определить тему этого номера. Она естественным образом развивает ту проблему, которая рассматривалась в предыдущем выпуске на материале архитектуры и изобразительного искусства Санкт-Петербурга ─ проблему интегрирования русской культуры в мировую художественную практику. Теперь мы выходим за границы России и пускаемся в путешествие по разным странам и городам, знакомя вас, дорогие читатели, с малоизвестными произведениями, фактами и коллекциями искусства «русского рассеяния». Тем самым мы осуществляем заявленную нами в самом начале (а до нас ─ редакционным советом старого «Русского Искусства» 1923 года издания) инициативу «собирания» отечественного культурного наследия на страницах журнала. Те яркие вспышки, которыми озарял русский художественный гений общий путь цивилизации на разных ее этапах, достойны нашей великой гордости ─ и, говоря это, мы не боимся впасть в ложный пафос. Как, например, быстро, за каких-то два века, русские художники, ехавшие в XVIII ─ первой половине XIX столетия в страны Запада для ученичества, становились в начале ХХ века если не учителями, в прямом смысле слова, то ─ что гораздо шире ─ законодателями художественных направлений и течений.
Мы вспоминаем не только художников ─ тех, кто прославил на весь мир российскую культуру, но и тех, кто помог ее сохранить и благодаря кому мы можем наслаждаться плодами, вызревшими на мировом художественном древе от «русских прививок». Это подвижники, собиратели, просвещенные заказчики и дарители ─ как зарубежные, так и отечественные, как исторические фигуры, так и наши современники.
Именно в свете пополнения фондов новыми произведениями, полученными благодаря щедрости и бескорыстию дарителей, мы отмечаем на страницах журнала десятилетие одного из самых живых, динамично развивающихся музеев России ─ Музея личных коллекций, который является отделом ГМИИ им. А.С. Пушкина. Само появление этого отдела в структуре крупнейшего музея западного искусства символизирует нераздельность путей развития отечественной и мировой культур.
И последнее. Идея и структура номера первоначально выглядели несколько иначе. Но жизнь внесла коррективы в наше намерение сосредоточиться на малоизвестных музейных собраниях только внутри России, предоставив интересные материалы из-за рубежа и словно продемонстрировав неизбежность контекстуального подхода к освещению русского искусства. Свидетельство того же ─ множественные факты современной художественной жизни, в том числе и общественно артикулируемые, как, например, прошедшая весной в Третьяковской галерее выставка «Россия и Европа», приуроченная к расширению Европейского Союза, или августовский Фестиваль российского искусства в Каннах, организуемый ежегодно Российским Фондом Культуры. Уместно вспомнить здесь и грандиозную по значению новую программу изучения мировой истории, осуществляемую Советом Европы, суть которой ─ выведение истории за рамки исключительно политико-идеологической, построенной на конфликтах парадигмы. Впервые в историографической традиции центральное место отводится культуре и искусству, то есть не тому, что разобщает, а тому, что объединяет, отражает позитивные связи между странами и благодаря чему складывается творческий, созидательный образ того или иного народа. Надеемся, что и наш журнал станет постоянным источником именно такой, позитивно-созидающей информации о России, о той самой «красоте», которая способствует если не спасению, то объединению мира на основе диалога совершенно разных культур.
Главный редактор Ольга Костина
|