№ 4/2005
Содержание: № 4/2005 Тема номера: «Ратная слава России»
ТЕМА Ольга Морозова Батальная картина в эпоху историзма
Рафаил Штеренгарц История войн в зеркале графического искусства
МУЗЕЙ Сергей Мержанов «Бородино - битва гигантов». О новой экспозиции музея
Алексей Дружинин Великая Отечественная война в искусстве диорамы
Ольга Коршунова Мемориальная тема в советской архитектуре
Татьяна Малинина, Инна Мельникова О человеке и человечности в искусстве военных лет
Наталья Бартельс Несколько строк для энциклопедии забытых русских художников
АТРИБУЦИЯ Алексей Еремеев «Они отличались храбростью и бескорыстием»
ВЫСТАВКА Александр Кулинский В память о походах, любви и охоте
ХУДОЖНИК Андрей Кусакин, Сергей Подстаницкий Кирасир-художник Лев Иванович Киль
Елизавета Аносова «Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости?»
Наталия Ежерец Голоса Балканской войны. Художник Верещагин и другие
Елена Каштанова «За веру, князя и отечество»
КОЛЛЕКЦИОНЕР Сергей Левин Об орденах и их собирателях
РАКУРС Александр Ужанков Свет и тьма в «Слове о полку Игореве»
Виталий Третьяков Русско-японская война на открытках
ПУБЛИКАЦИЯ Владимир Лапшин Художники о Русско-японской войне 1904-1905 годов Публикация Светланы Глобачевой
Степан Яремич Батальная живопись Публикация Ивана Выдрина
Валентина Бялик Свидетель войны
РЕЦЕНЗИЯ Елена Степанян Джангар. Калмыцкий народный эпос
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Константин Журомский «К пользе и славе России»
Ирина Вишневецкая Семен Гуецкий. Судьба и время
Александр Тихонов VC&А: Столетний путь к успеху
От редакции
Дорогие читатели!
Над этим номером редакция работала с особым чувством: тема - «Ратная слава России» - обязывала. Менее всего нам, людям искусства, хотелось бы видеть исторический процесс как череду конфликтов. И все же мы избрали батальный жанр темой номера. Трагические коллизии реальной жизни никого не обходят стороной, и в периоды испытаний деятельность художника, запечатлевающего героику и ужасы войны, становится равновеликой подвигам как простого солдата, так и умудренного опытом военачальника. «Передо мною, как перед художником, - война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады», - писал В.В. Верещагин. Едва ли не в каждой статье журнала освещается нравственный аспект отношения человека к войне; этот подход концентрируется в художественно-литературоведческом анализе «Слова о полку Игореве» и иллюстраций к нему В.А. Фаворского. И еще одно неожиданное сближение работы творческой и ратной: как свидетельствует одна из статей журнала, с конца XVIII и до начала XX века более 150 художников-баталистов являлись кадровыми офицерами русской армии. Ни в одной другой сфере отечественной культуры такого не было. Это отчасти объяснимо: до появления фотографии и кинематографа только художник мог запечатлеть визуальную сторону войны...
Появление выпуска, посвященного баталистике, в конце, а не тогда, когда мы отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, продиктовано желанием дать самую широкую панораму славных ратных деяний в истории России и их преломления в искусстве.
|