Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

№ 4/2005

IV/2005

Содержание: № 4/2005
Тема номера: «Ратная слава России»

 

ТЕМА
Ольга Морозова
Батальная картина в эпоху историзма

Рафаил Штеренгарц
История войн в зеркале графического искусства

МУЗЕЙ
Сергей Мержанов
«Бородино - битва гигантов». О новой экспозиции музея

Алексей Дружинин
Великая Отечественная война в искусстве диорамы

Ольга Коршунова
Мемориальная тема в советской архитектуре

Татьяна Малинина, Инна Мельникова
О человеке и человечности в искусстве военных лет

Наталья Бартельс
Несколько строк для энциклопедии забытых русских художников

АТРИБУЦИЯ
Алексей Еремеев
«Они отличались храбростью и бескорыстием»

ВЫСТАВКА
Александр Кулинский
В память о походах, любви и охоте

ХУДОЖНИК
Андрей Кусакин, Сергей Подстаницкий
Кирасир-художник Лев Иванович Киль

Елизавета Аносова
«Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости?»

Наталия Ежерец
Голоса Балканской войны. Художник Верещагин и другие

Елена Каштанова
«За веру, князя и отечество»

КОЛЛЕКЦИОНЕР
Сергей Левин
Об орденах и их собирателях

РАКУРС
Александр Ужанков
Свет и тьма в «Слове о полку Игореве»

Виталий Третьяков
Русско-японская война на открытках

ПУБЛИКАЦИЯ
Владимир Лапшин
Художники о Русско-японской войне 1904-1905 годов
Публикация Светланы Глобачевой

Степан Яремич
Батальная живопись
Публикация Ивана Выдрина

Валентина Бялик
Свидетель войны

РЕЦЕНЗИЯ
Елена Степанян
Джангар. Калмыцкий народный эпос

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Константин Журомский
«К пользе и славе России»

Ирина Вишневецкая
Семен Гуецкий. Судьба и время

Александр Тихонов
VC&А: Столетний путь к успеху


От редакции

Дорогие читатели!

Над этим номером редакция работала с особым чувством: тема - «Ратная слава России» - обязывала. Менее всего нам, людям искусства, хотелось бы видеть исторический процесс как череду конфликтов. И все же мы избрали батальный жанр темой номера. Трагические коллизии реальной жизни никого не обходят стороной, и в периоды испытаний деятельность художника, запечатлевающего героику и ужасы войны, становится равновеликой подвигам как простого солдата, так и умудренного опытом военачальника. «Передо мною, как перед художником, - война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары - это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады», - писал В.В. Верещагин. Едва ли не в каждой статье журнала освещается нравственный аспект отношения человека к войне; этот подход концентрируется в художественно-литературоведческом анализе «Слова о полку Игореве» и иллюстраций к нему В.А. Фаворского. И еще одно неожиданное сближение работы творческой и ратной: как свидетельствует одна из статей журнала, с конца XVIII и до начала XX века более 150 художников-баталистов являлись кадровыми офицерами русской армии. Ни в одной другой сфере отечественной культуры такого не было. Это отчасти объяснимо: до появления фотографии и кинематографа только художник мог запечатлеть визуальную сторону войны...

Появление выпуска, посвященного баталистике, в конце, а не тогда, когда мы отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, продиктовано желанием дать самую широкую панораму славных ратных деяний в истории России и их преломления в искусстве.

 


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»