Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

№ 3/2006

III/2006

Содержание: № 3/2006
Тема номера: Искусство императорского двора

ТЕМА
Людмила Маркина
«Счастливая звезда» придворного живописца в России
Людмила Ширяева
Храмы династии Романовых в Крыму

МУЗЕЙ
Юрий Мудров
«Домик маленький, собственный Ея Императорскаго Величества»

Людмила Гаврилова
Вклад императрицы Екатерины II в развитие русского медальерного искусства

Александр Греков
Игрушки царских детей

АРХИВ
Марина Сидорова
Маленькое увлечение императора Николая I

Эдвард Касинец, Елена Коган
«Альбомы есть зеркало души». О новой коллекции Константиновичей в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Ольга Землякова, Виктор Леонидов
«За веру и верность»

АТРИБУЦИЯ
Елена Долгих
Камея работы великой княгини Марии Федоровны

Александр Савинов
Портрет Императора Павла Первого из собрания С.С. Боткина

Раиса Кирсанова
Неизвестное об известном

ВЫСТАВКА
Марина Павлович
Российские императоры и Оружейная палата. Юбилейная выставка в Московском Кремле

ХУДОЖНИК
Жанна Белик
Иконописец Двора Его Императорского Величества

Михаил Талалай
Пьетро Каноника. Последний скульптор последнего царя

КОЛЛЕКЦИОНЕР
Анатолий Банников
Великий князь Николай Михайлович - историк и коллекционер

РАКУРС
Елена Степанян
Поэтика белого цвета и личность императора Павла I

Елена Бехтиева
Его Императорское Высочество

Лариса Черкашина
«Души моей царицы». Наталия Пушкина и русские императрицы в портретах и воспоминаниях

РЕЦЕНЗИЯ
Эдуард Егоров
Неповторимый силуэт Московского Кремля

Евгений Пчелов
Дневники императрицы Марии Федоровны

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
Надежда Данилевич
Сокровища императорской России на антикварном рынке


От редактора

В этом номере, посвященном искусству императорского двора, главная идея, определяющая общее содержание журнала, а именно - идея возвращения национального наследия, выступает по-особому артикулированной. Насаждаемый советской идеологией классовый подход к развитию культуры имел целью стереть из народной памяти целые художественные пласты. Аристократическое происхождение памятников замалчивалось почти так же, как, мягко говоря, не поощрялось дворянское родословие наших сограждан. А имеющие высокое происхождение культурные феномены, без которых невозможно было обойтись в описании историко-художественного процесса, прикрывались разночинными «одеждами».

Сейчас мы имеем возможность называть истоки явлений своими именами. То, что было инициировано или поддержано императорской властью в культуре и искусстве России, - огромно. И что важно: придворное искусство не было герметичным. Разумеется, существовала культура, закрытая «в самом для себя бытии»; и это проиллюстрировано некоторыми статьями номера. Но гораздо больше других примеров. Как часто предпринятые властью художественные начинания благодатно отзывались в иные времена и в иной социальной среде. Так, например, придворное портретирование, начавшее развиваться при Петре Великом, предопределило расцвет русского психологического портрета, ставшего гордостью нашей культуры. А широкому развитию одного из самых демократичных, имеющих тиражи искусств - медальерного в большой мере способствовала Екатерина II. Не будем скрывать: проблематика номера выбрана нами не без умысла. Тема «Искусство и власть» приобретает особую актуальность в переходные эпохи. Демонстрация того, как взаимодействие этих двух начал происходило на разных этапах истории России, может стать весьма и весьма поучительной.

 


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»