№ 3/2006
Содержание: № 3/2006 Тема номера: Искусство императорского двора
ТЕМА Людмила Маркина «Счастливая звезда» придворного живописца в России Людмила Ширяева Храмы династии Романовых в Крыму
МУЗЕЙ Юрий Мудров «Домик маленький, собственный Ея Императорскаго Величества»
Людмила Гаврилова Вклад императрицы Екатерины II в развитие русского медальерного искусства
Александр Греков Игрушки царских детей
АРХИВ Марина Сидорова Маленькое увлечение императора Николая I
Эдвард Касинец, Елена Коган «Альбомы есть зеркало души». О новой коллекции Константиновичей в Нью-Йоркской публичной библиотеке
Ольга Землякова, Виктор Леонидов «За веру и верность»
АТРИБУЦИЯ Елена Долгих Камея работы великой княгини Марии Федоровны
Александр Савинов Портрет Императора Павла Первого из собрания С.С. Боткина
Раиса Кирсанова Неизвестное об известном
ВЫСТАВКА Марина Павлович Российские императоры и Оружейная палата. Юбилейная выставка в Московском Кремле
ХУДОЖНИК Жанна Белик Иконописец Двора Его Императорского Величества
Михаил Талалай Пьетро Каноника. Последний скульптор последнего царя
КОЛЛЕКЦИОНЕР Анатолий Банников Великий князь Николай Михайлович - историк и коллекционер
РАКУРС Елена Степанян Поэтика белого цвета и личность императора Павла I
Елена Бехтиева Его Императорское Высочество
Лариса Черкашина «Души моей царицы». Наталия Пушкина и русские императрицы в портретах и воспоминаниях
РЕЦЕНЗИЯ Эдуард Егоров Неповторимый силуэт Московского Кремля
Евгений Пчелов Дневники императрицы Марии Федоровны
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК Надежда Данилевич Сокровища императорской России на антикварном рынке
От редактора
В этом номере, посвященном искусству императорского двора, главная идея, определяющая общее содержание журнала, а именно - идея возвращения национального наследия, выступает по-особому артикулированной. Насаждаемый советской идеологией классовый подход к развитию культуры имел целью стереть из народной памяти целые художественные пласты. Аристократическое происхождение памятников замалчивалось почти так же, как, мягко говоря, не поощрялось дворянское родословие наших сограждан. А имеющие высокое происхождение культурные феномены, без которых невозможно было обойтись в описании историко-художественного процесса, прикрывались разночинными «одеждами».
Сейчас мы имеем возможность называть истоки явлений своими именами. То, что было инициировано или поддержано императорской властью в культуре и искусстве России, - огромно. И что важно: придворное искусство не было герметичным. Разумеется, существовала культура, закрытая «в самом для себя бытии»; и это проиллюстрировано некоторыми статьями номера. Но гораздо больше других примеров. Как часто предпринятые властью художественные начинания благодатно отзывались в иные времена и в иной социальной среде. Так, например, придворное портретирование, начавшее развиваться при Петре Великом, предопределило расцвет русского психологического портрета, ставшего гордостью нашей культуры. А широкому развитию одного из самых демократичных, имеющих тиражи искусств - медальерного в большой мере способствовала Екатерина II. Не будем скрывать: проблематика номера выбрана нами не без умысла. Тема «Искусство и власть» приобретает особую актуальность в переходные эпохи. Демонстрация того, как взаимодействие этих двух начал происходило на разных этапах истории России, может стать весьма и весьма поучительной.
|