№ 2/2008
Содержание: 2/2008
Тема номера: Первый номер журнала «Русское Искусство» за 1923 год
I ЖИВОПИСЬ Мариэтта Шагинян К.С. Петров-Водкин
Николай Пунин Обзор новых течений в искусстве Петербурга
Павел Муратов Последние работы Кончаловского
ГРАФИКА И ГРАВЮРА Михаил Кузмин Г. Нарбут
Абрам Эфрос В.Фаворский и современная ксилография
ТЕАТР И МУЗЫКА Борис Лопатинский Театр в Москве за годы революции
Евгений Браудо Мечта и действительность (О Петербургской музыкальной жизни)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Василий Воронов Крестьянское искусство на выставке Российского Исторического музея
ЛИТЕРАТУРА Осип Мандельштам Буря и натиск
II МУЗЕИ И СОБРАНИЯ Румянцевский музей. В Третьяковской галерее. Государственная Цветковская художественная галерея
ВЫСТАВКИ По московским выставкам
МУЗЫКА И БАЛЕТ Музыкальная хроника. Московские новаторы танца
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО Реставрация памятников древнерусской живописи
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Всероссийская выставка художественной промышленности в Академии художественных наук (Москва)
РУССКОЕ ИСКУССТВО ЗА ГРАНИЦЕЙ Русская художественная выставка в Берлине
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ Письмо из Туркестана Положение искусства в Крыму Искусство на Севере
БИБЛИОГРАФИЯ Юрий Анненков. А.В. Бакушинский и др.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Татьяна Пластова Время собирать. Выставка «Возвращенное достояние» в Государственной Третьяковской галерее
Александр Симуни На празднике
Любовь Агафонова Художник вне времени. Живопись Арона Люмкиса
От издателя
В издательском деле немаловажное значение имеют два фактора - интуиция и бесстрашие. Бесстрашия у тех людей, кто затеял в лихие послереволюционные годы такое «непролетарское» издание, как журнал «Русское Искусство», было не занимать. Содержание первых номеров - статьи, обзоры рецензии выдающихся деятелей культуры. Но кто продюсировал и воплотил в жизнь этот дерзкий художественный проект?
В выходных данных раритета, публикуемого нами, - первого номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год - значится следующее. Издатель: Книгоиздательство «Творчество». Редактор: С. Абрамов. Навожу справки. Редактор (заметьте - даже не главный!), как скромно именует себя г-н Абрамов, - он и есть основатель книгоиздательства «Творчество», возникшего в 1917 году и просуществовавшего до 1924 года. Соломон Абрамович Абрамов (1884-1957), будучи еще совсем молодым человеком, создал в Киеве издательство «Рассвет», выпускавшее открытки, в том числе репродуцирующие произведения искусства. В 1917 году Абрамов, вместе с женой и четырьмя детьми, снимается с места и переезжает в Москву, где уже после революции и организовывает, как ему непременно того хотелось, многопрофильное, то есть освещающее разные виды искусства издательство, «Творчество». Логотип заказывает не кому-нибудь, а живущему в Париже Баксту. Абрамов успел выпустить только три номера «Русского Искусства» (2-й и 3-й - сдвоенный). На этом жизнь журнала оборвалась. Так что же, издателя подвела интуиция? По большому счету, он просто опередил время.
Переиздание раритетного номера 1923 года - дань уважения первым издателям и творческому коллективу, работавшему над журналом 85 лет назад. Мы думаем, что им было бы чрезвычайно приятно узнать, что их дело живет. Пять лет назад мы возобновили издание «Русского искусства». Можно с уверенностью сказать, что сегодня журнал «Русское искусство» стал явлением для людей, любящих Россию, ее искусство и культуру.
Александр Колосов
|