№ 3/2008
Содержание: № 3/2008
Тема номера: ХХ век. Художественное наследие 60-х годов
ТЕМА Александр Морозов Шестидесятые как наследие
Анна Флорковская «Другое искусство». Эстетический плюрализм, вехи и этапы
МУЗЕЙ Наталия Александрова Актуальность традиции. «Шестидесятники» в собрании Третьяковской галереи
ВЫСТАВКА Анна Чудецкая «Общение, наполненное радостью и печалью...»
Виталий Пацюков Магический мир предметов Бориса Мессерера
ХУДОЖНИК Борис Жутовский Власть. Художник. Время
Александр Тихонов «Живу - вижу». Эрик Булатов
Валентин Лебедев Экспрессия таланта
Вильям Мейланд Эпоха «оттепели». Ленинградская версия
Ольга Зотова Шикотанская группа: эволюция «сурового стиля»
КОЛЛЕКЦИОНЕР Ольга Костина - Владимир Немухин По кругам андеграунда
Ольга Костина - Юрий Носов Коллекционер, и не только...
Виталий Пацюков - Тамаз Манашеров Жить целостно
Александра Обухова, Никита Алексеев - Альберто Сандретти Ключи к России
РАКУРС Елена Степанян Эпоха долгих прощаний
ПУБЛИКАЦИЯ Оскар Рабин Воспоминания
Галина Маневич Штейнберг и Халупецкий
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ирина Баканова Музей «Другое искусство». Музейный центр РГГУ
От редакции
Этот номер рожден чувством ностальгии. Мы все - как из детства - из 60-х годов. И те, кто родился годами тридцатью раньше (именно к этому поколению относится большинство героев публикуемых статей), и ровесники эпохи «оттепели», и даже отчасти следующая генерация. Для всех «это сладкое слово свобода» стало прививкой свободомыслия, давшего мощный импульс творческой жизни. Она, со всеми ее чаяниями, дерзаниями, реальными и мнимыми обретениями, была очень интересной. Нам хотелось, насколько это возможно, воссоздать атмосферу того времени, которое, как пишет автор одной из статей, возвращало искусству статус «совести общества».
Поэтому мы включили в изобразительный ряд номера хроникальные и портретные фотографии, предоставленные из своего бесценного архива Игорем Пальминым - «фотолетописцем» художественной жизни 1960-80-х годов. И еще, что очень важно: нам хотелось наметить подходы к научному осмыслению эпохи «оттепели». Ее пока трудно рассматривать в полной мере как этап истории искусства - слишком все еще горячо, но мы можем искать пути ее изучения как целостного периода отечественной культуры, собирая факты и расставляя акценты. Интерес к искусству этого времени буквально с каждым днем возрастает - об этом свидетельствуют, например, нынешние высокие цены мирового арт-рынка на произведения нонконформистов. Это подтверждается и успехом множества выставок «шестидесятников», проводимых в последние годы нашими крупнейшими национальными музеями.
Экспозиции, как правило, сопровождаются солидными каталогами. Все вместе это моменты систематизации и каталогизации богатейшего художественного наследия 60-х годов. Номер, который вы, дорогие читатели, держите в руках, тоже своего рода попытка каталогизации как историко-художественных фактов, так и подходов к их осмыслению - от академического до эссеистически-мемуарного. Мемуарных статей здесь большинство - нам представляется необычайно важным собирание воедино живых, достоверных воспоминаний свидетелей эпохи, которые всегда лежат в основе целостного исторического знания.
Главный редактор Ольга Костина
|