№ 1/2009
Содержание: № 1/2009 Тема номера: русская икона
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ирина Шалина Шедевры русской иконописи из частных собраний. В преддверии выставки
ТЕМА Лев Лифшиц Жизнь иконы в миру
Елена Степанян - протоиерей Павел Карташев «Плод жизни таинственной»
Людмила Тарасенко Иконография Богоматери
Галина Чинякова Книжная миниатюра и развитие иконографии Апокалипсиса в XVI-XVIII веках
ИСКУССТВОЗНАНИЕ Геннадий Попов П.П. Муратов и ранний этап изучения древнерусского искусства
Геннадий Попов Из истории науки об искусстве Древней Руси. Наталия Алексеевна Демина
МУЗЕЙ Лилия Евсеева Музей и личные коллекции. Опыт «светлого прошлого»
Наталья Голицына Иконы XVI-XVII веков из коллекции В.С. Самсонова в собрании Художественной галереи Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Иван Бенчев Русские иконы из собрания Фаннины Галле в Музее икон в Реклингхаузене (Германия)
Наталия Шередега «Два музея - одна культура». Русские иконы в Америке
ВЫСТАВКА Ольга Костина - Николай Задорожный Быть «живым музеем»
ХУДОЖНИК Людмила Ковтырева Приношение Богоматери
КОЛЛЕКЦИОНЕР Энгелина Смирнова Русские иконы в собрании М.Е. Елизаветина
Алексей Расторгуев Заметки на заданную тему
Гари Татинцян, Анатолий Кокорин, Александр Липницкий «Круглый стол», или «Треугольник» мнений
ПУБЛИКАЦИЯ Савва Ямщиков О том, что прекрасно и дорого. Карелия и ее иконы Ямщиков и его друзья
Николай Воробьев Воспоминания коллекционера-реставратора
РАКУРС Лариса Черкашина Святой воин Древней Руси
РЕЦЕНЗИЯ Ольга Костина - Григорий Стернин - Лев Лифшиц Миссионерство гуманитариев
Ольга Костина Мир русской архитектуры в фотографиях А.И. Комеча
От редактора
Этот номер погружает в духовный мир древнерусской живописи. В центре внимания находится «плод жизни таинственной» - икона. При разработке концепции номера фокусирование на иконе было предопределено весьма и весьма важными событиями современной художественной жизни. В декабре 2008 года в Москве, в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, открылась обновленная экспозиция, в Санкт-Петербурге, в Русском музее, - выставка «Образы и символы старой веры». Выставки икон из частных собраний, например Михаила Елизаветина в Музее-заповеднике «Царицыно», Виктора Бондаренко в Государственной Третьяковской галерее - все это красноречивые свидетельства актуализации исследовательского, коллекционерского и зрительского интереса к иконописи. Пожалуй, главный аккорд в этой многочастной симфонии цвета и света древнерусской живописи - экспозиция «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» (Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, февраль - апрель 2009 года, организатор - ЧМРИ).
Архитектура и фреска оказываются вне поля зрения редакции и авторов этого номера просто потому, что нельзя объять необъятного. А мир средневекового искусства поистине необъятен. Как многомерен и спектр суждений об иконе - ее истории, символике содержания, сохранении, реставрации, коллекционировании, музеефикации и пр. Наиболее дискуссионен вопрос о современном бытовании иконы - на страницах номера находит отражение если не полемика, то полифония мнений по этой проблеме. И вот что хочется еще сказать во вступительном слове. Так случилось, что заключительный этап подготовки этого выпуска совпал с прощанием со Святейшим Патриархом Алексием II. Журнал, посвященный русской иконе, - дань памяти великому человеку нашей эпохи.
Главный редактор Ольга Костина
|