№ 4/2009
Содержание: № 4/2009 Тема номера: Россия - Франция. Диалог культур
Обращения к читателям Бернар Кушнер. Министр иностранных и европейских дел Французской Республики
Сергей Лавров. Министр иностранных дел Российской Федерации
Жан де Глиниасти. Посол Французской Республики в Российской Федерации
Александр Орлов. Посол Российской Федерации во Французской Республике
Тема Евгений Сидоров Россия и ЮНЕСКО
Ольга Калугина Мэр Сульца приглашает
Елена Долгих Ампир - стиль империи
Юрий Мудров Блестящее путешествие. Граф и графиня Северные во Франции
Музей Светлана Степанова Полтавская баталия. Французский художник в Третьяковской галерее
Ирина Щеблыгина Париж - Прага - Москва: долгий путь домой
Архив Ольга Землякова, Виктор Леонидов «Франция, страна моей свободы...»
Выставка Андрей Толстой «Славянская душа» в зеркале французской критики
Лариса Вульфина Под одним солнцем
Ольга Костина Застывшее будущее
Коллекционер Елена Степанян - Ренэ Герра История без продолжения
Художник Елена Беспалова Парижский театр Бакста и Кузнецовой
Анжелика Мышкина «La Karsavina» в мастерской Эберлинга
Екатерина Хмельницкая Севрская сага. Поздний период творчества Серафима Судьбинина
Анна Завьялова Александр Бенуа читает Анри де Ренье
Елена Степанян - Мюд Мечев Французское искусство: в поисках совершенства
Ракурс Раиса Кирсанова Виже-Лебрен в России. О пудреных воротниках и французской моде
Бронислава Попова «...Подняться над этим счастьем». Страница истории русского зарубежья
Презентация Ирина Шалина Новое приобретение Частного музея Русской иконы
Рецензия Валентина Бялик Евгений Лансере в Париже
От редактора
Бывают счастливые совпадения, когда «плановая» тема издания удивительным образом встраивается в общественно-значимый проект. Номер, посвященный российско-французским художественным связям, планировался нами - в контексте редакционной программы «Диалог культур» - достаточно давно. Но так само собой получилось, что он выходит накануне Года России во Франции и Франции в России, в течение которого состоится множество совместных культурных акций. Об этом читатели узнают из вступительных статей министров иностранных дел и послов обеих стран. Символично, что российско-французский год будет «перекрестным», становясь «концентрированным» выражением огромного, подтверждаемого историей, взаимного интереса наших национальных культур. Вероятно, тяготение друг к другу основано на ярком психологическом контрасте: внутренняя подвижность и внешняя живость, соединяющиеся с интеллектуальным рационализмом, то есть свойственные галльскому типу личности черты, воспринимаются как антитеза русской самоуглубленности, напряженному идеализму и одновременно - безудержным порывам и страстям русского человека.
Контраст - вид связи, и эта психологическая связь необычайно плодотворна, принося богатые художественные плоды как в далекие эпохи - во времена Петра I или Екатерины Великой, так и в наши дни. XVIII столетие, названное «веком французской Европы», ознаменовалось в России, особенно в эпоху правления Екатерины, мощным французским влиянием, проявившимся во всех видах искусства. Характерно, что один из символов российской государственности - монумент Петру I в Санкт-Петербурге, получивший название «Медный всадник», является произведением приехавшего из Франции скульптора Фальконе. Широко известных примеров наших взаимосвязей множество. Но мы старались избегать хрестоматийных тем, сосредоточившись в этом номере на малоизвестных фактах истории отечественного искусства в контексте его диалога с французской культурой. Надеемся, дорогие читатели, порадовать вас открытиями, которыми наши авторы щедро делятся с журналом.
Главный редактор Ольга Костина
|