№ 2/2010Классическое художественное образование относится к области традиционных ценностей отечественной культуры, к сфере того, чем мы по праву можем гордиться и что должны беречь и сохранять. История мирового искусства демонстрирует богатейшую палитру методов творческой интерпретации мира, среди которых академический метод - один из многих. Избранный в качестве основы образовательной системы, он является прочным фундаментом профессионализма, той стартовой площадкой, отталкиваясь от которой, творческая индивидуальность может свободно избирать любую траекторию полета. Лучшие представители академической школы предостерегали от догматического отношения к ее установкам. Не могу не процитировать Светлану Степанову, автора статьи, открывающей этот номер, - статьи, в которую я советую вчитаться особенно пристально. Великий Александр Иванов, долгие годы работавший в Италии, где классика в ее самых блистательных проявлениях была фоном жизни мастера, желал, чтобы его соотечественники-художники шли «трудной стезей строгого учения», и в то же время считал здравым «не руководствоваться никакой школой» в обретении собственного стиля, в выражении индивидуального мироощущения. На протяжении своей истории академическая школа переживала встряски и «бунты», тем не менее, ее плодотворность в системе художественного образования - непреложный факт. Это подтверждается в большинстве статей номера, который, кстати, выходит в Год учителя. Пользуясь случаем, редакция выражает признательность всем тем, кто трудится на ниве художественной педагогики и чья деятельность, если ее рассматривать шире, служит благородному делу сохранения национальной культуры.
Главный редактор Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Традиции художественного образования в России
ТЕМА
Светлана Степанова Трудная стезя строгого учения
Любовь Кольцова Михаил Сергеевич Башилов и Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Елена Боровская Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих. Страницы истории
Юлия Мамонтова «Художественные пастыри» в русском искусстве 1910-1918 годов
Анна Иванникова Обучение мастеров иконописному мастерству во второй половине XIX - начале XX века
Анастасия Сиренко - Анатолий Бичуков Мастерство превыше всего
Елена Бехтиева - Илья Глазунов «Школа - это крылья художника»
МУЗЕЙ
Наталья Бартельс Натурные штудии в собрании музея Российской Академии живописи, ваяния и зодчества
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Благотворительный Фонд имени Павла Михайловича Третьякова Елена Бехтиева Вечер памяти Сергея Михайловича Третьякова
Елена Бехтиева «России нежная душа»
АРХИВ
Ирина Пронина «Школа Филонова». Неизвестные страницы истории
ВЫСТАВКА
Татьяна Пластова Аркадий Пластов: ученик и учитель
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Елена Степанян Современные коллекционеры-просветители. Собрание семьи Мамонтовых
ХУДОЖНИК
Марина Сукиасян «Художник не что иное есть, как писатель...» Педагогический метод А.Г. Венецианова
Анжелика Мышкина Пейзажная мастерская А.И. Куинджи
Елена Антонова-Боровская Женское художественное образование в России. У истоков
Варвара Пономарева, Татьяна Зуйкова Софья Васильевна Сухово-Кобылина
Татьяна Зуйкова, Ольга Романова Антонина Леонардовна Ржевская
Ольга Калугина Московская академия Анны Голубкиной. К 100-летию мастерской скульптора
Нина Маркова «Всякое дыхание да хвалит Господа». Тихая жизнь Матвея Алексеевича Доброва
РАКУРС
Наталья Горленко «Нового рода живопись». Фотография в Академии художеств во второй половине XIX века
ПУБЛИКАЦИЯ
Вера Чайковская Тышлер-учитель
РЕЦЕНЗИЯ
Татьяна Пигарева «Круг Лета Господня». Иллюстрированная антология русской поэзии для семейного чтения. Живопись. Графика. Слово. Издательский проект храма Христа Спасителя, 2009.
Лица российской истории. Коллекция портретов. М., «РОССПЭН», 2009
|