№ 3/2010Номер, посвященный И.Э. Грабарю, в равной мере можно считать и юбилейным - в будущем году исполнится 140 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича, и мемориальным - вот уже полвека как его не стало. Работа редакции над данным выпуском шла, однако, без привязки к какой-то конкретной дате: он третий (после «третьяковского» и «остроуховского»), логично завершающий ряд монографических номеров, инициированных издателями «Русского искусства» - Благотворительным Фондом имени П.М. Третьякова. В 1913 году И.Э. Грабарь сменяет И.С. Остроухова в должности попечителя Третьяковской галереи, а с 1918 по 1925 год является ее директором. И акцент в этом номере естественным образом ставится на деятельности Грабаря, связанной с жизнью галереи. Из всего авторского коллектива этого выпуска половина - сотрудники ГТГ; их статьи базируются на богатой фактологии, почерпнутой из архивов, хранящихся в отделе рукописей Третьяковки. Поэтому целый корпус материалов, вводящих в научный обиход новые документы и факты, имеет важное источниковедческое значение. Однако всех без исключения авторов волнует личность Грабаря: каждая из статей «работает» на его образ. Художник, историк искусства, пекущийся о сохранении наследия, организатор реставрационного дела, создатель и руководитель научных институтов, методических советов и исследовательских комиссий, педагог и прочее и прочее - как можно было реализовать, притом в высшей степени успешно, столько творческих, научных и организационных замыслов за одну человеческую жизнь? Номер, который вы, дорогие читатели, держите в руках, - попытка постичь, насколько это возможно, многогранность личности Грабаря, а также значение этой личности для современной культуры. В «Автомонографии» Игорь Эммануилович писал о себе так: «Меня часто спрашивают, как я мог физически успевать делать все то, что довелось сделать. Думается, только потому, что была воля к труду и страсть к труду: как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда». Грабарь, разумеется, был сверх меры одарен разными талантами, но прежде всего он был великий труженик. Многое в его личности объясняют автопортреты. Они подчеркнуто прозаичны, скупы по своим выразительным средствам, лишены какого-либо декоративного жеста или эффектной детали. Это автопортреты предельно собранного, целеустремленного человека, движимого «волей и страстью к труду» - тем, что сам в себе Игорь Эммануилович ценил более всего.
Главный редактор Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Игорь Грабарь. Художник. Ученый. Реставратор
ТЕМА
Глеб Поспелов И.Э. Грабарь и современное искусствознание
Наталья Бартельс Исторические вояжи доктора Блюменфельда
МУЗЕЙ
Наталья Егорова Деятельность И.Э. Грабаря по комплектованию коллекции Третьяковской галереи
Галина Липеровская Национальный художественный музей в проектах академика И.Э. Грабаря
Эвелина Гусева «В поисках древнерусской живописи». Чудотворные и чтимые иконы Богоматери из Поволжья
Зоя Шергина «Неповторимость мига». О библиотеке И.Э. Грабаря
Ирина Шалина Новые открытия псковской живописи XVI века. Памятники средневекового Пскова в Музее Русской иконы
АРХИВ
Ольга Ковалева «Я говорю о красках»
Елена Теркель «Грабарня». «Современное искусство» глазами очевидцев
Наталья Ильина Новатор или гробовщик? Из переписки И.Э. Грабаря с И.С. Остроуховым
ВЫСТАВКА
Энгелина Смирнова Выставка «Святая Русь» в Париже
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Елена Бехтиева «Расширяющаяся вселенная»
ХУДОЖНИК
Елена Боровская Игорь Грабарь и Петербургская Академия художеств
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Ольга Плотникова Картина И.Э. Грабаря в коллекции Константиновского дворца
РАКУРС
Марина Агеева «...Он видит, как немногие в России». Игорь Рубан - ученик Грабаря
Софья Чапкина Художественные открытки Игоря Грабаря
ПУБЛИКАЦИЯ
Ирина Кызласова «Труд велик, значит, и покой в душе безмерный». Письма Григория Чирикова к Игорю Грабарю
Владимир Толстой Из «гнезда Грабарева»
РЕЦЕНЗИЯ
Наталия Ежерец «Пречистая и наш божественный спаситель»
Ирина Пронина Ольга Грабарь, Петр Оссовский. Три вершины Грабаря. М., 2005
Памяти Валентина Лебедева
|