№ 2/2011Италия - в первую очередь культурный феномен, пример исключительного по своей плотности художественного пространства, щедро излучающего ауру искусства. Этот номер, что очень кстати в «перекрестный» российско-итальянский Год, - своего рода объяснение в любви стране, сосредоточившей на своей территории несметное количество историко-культурных памятников, являющейся для всего мира объектом любования, изучения, поклонения, возможностью путешествия в глубину веков.
Наследница античности, Италия стала классической константой нашего художественного образования
и воспитания. Зачитываясь «Образами Италии»
П.П. Муратова, слушая в Московском университете лекции В.Н. Лазарева, Ю.К. Золотова и В.Н. Гращенкова, мы, будучи студентами, грезили об Италии.
Не имея в те времена особых перспектив побывать там, многие из нас все же избирали в качестве тем для курсовых и дипломных работ искусство Италии, таким образом, насколько это было возможно, приближали ее к себе, превращали, говоря словами Муратова, в «родной дом нашей души». «Италия - родина русской души» - так, вторя классику искусствоведения, называет Наталия Семенова свою статью, которой мы открываем номер. Какими только поэтическими эпитетами и метафорами не награждают Италию, ее города и ее шедевры авторы публикуемых материалов и их герои! «Мекка для художников», «Флоренция завораживает», «Сказочная Венеция... казалась неправдоподобным и пленительным сновидением», «...целые века после нас гореть будет жаркий пламень великой души Буонарроти» - подобных пассажей здесь в избытке. Поэтому данный выпуск в целом, как никогда, эмоционален - вы сами убедитесь в этом, дорогие читатели, ознакомившись хотя бы с некоторыми из статей. Номер посвящен той роли, которую Италия как воплощение синтеза природы и человеческого гения сыграла в развитии русской культуры. А что Россия дала итальянцам, художникам и мастеровым, ехавшим сюда, на север, начиная с эпохи Средневековья? На это тоже дается ответ: размах строительства, возможность реализовать самые дерзкие творческие мечты. ...Вспоминается одно из студенческих занятий по предмету «Описание и анализ памятников», которое Виктор Николаевич Гращенков проводил на территории Московского Кремля. Вслушиваясь в лепетание первокурсников о композиции, конструкции, пропорциях Успенского собора, наш учитель задавал все новые и новые наводящие вопросы, надеясь услышать главное, ключевое слово, раскрывающее характер величественного творения «фрязина» Фиораванти, - слово «гармония».
Главный редактор Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Россия - Италия. Диалог культур
ТЕМА
Наталия Семенова Италия - родина русской души
Юрий Мудров Блестящее путешествие. Граф и графиня Северные в Италии
Анжелика Мышкина Итальянский обер-архитектор при русском дворе
Елена Долгих «Фасон де Венис» в русском стекле
Людмила Казакова Стекло Мурано в контексте искусства ХХ века
Елена Боровская Островок русской культуры во Флоренции
Михаил Талалай Русский храм в Вечном городе
МУЗЕЙ
Эвелина Гусева Богоматерь Никопея. Константинопольская святыня в Италии и на Руси
Ирина Шалина Возвращение древнего памятника отечественной культуры
Анна Иванникова Образ преподобного Антония Римлянина из собрания Музея русской иконы
ВЫСТАВКА
Дария Боргезе Дама с единорогом
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Алла Луканова Итальянская россика из собрания И.С. Зильберштейна Памяти Ксении Богемской. Выставка «Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
АРХИВ
Виктор Леонидов, Ольга Землякова «Скитальцы не своей вины...» Сергей Соловьев. Письма из Италии
ХУДОЖНИК
Елена Беспалова «Тройственный союз»: Бакст, Д'Аннунцио, Ида Рубинштейн
Екатерина Хмельницкая Скульптор К.К. Рауш фон Траубенберг в «стране искусств Флоренции»
Татьяна Пластова «Слово-то какое - Италия...»
Елена Степанян-Румянцева - Анатолий Чечик На языке Италии
РАКУРС
София Веселова Образы Италии в русском саду
Ирма Отто Восхождение на оперный олимп
ПУБЛИКАЦИЯ
Анна Погодина Все дороги ведут в Рим. Из путевых записок Максима Воробьева
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Дмитрий Циликин «Музыкальный Олимп»: воспоминания о будущем
Мария Иванова Марк Шагал - выдающийся книжный иллюстратор
Екатерина Гоголева «Не иду дорогой всех...» К 95-летию со дня рождения Александра Тихомирова
РЕЦЕНЗИЯ
Олег Кривцун Рецензия на книгу М.И. Свидерской «Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIXвеков». М., 2010
Наталия Ежерец Рецензия на книгу С.С. Степановой «Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова» СПб., 2011
|