Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

№ 2/2011

II/2011Италия - в первую очередь культурный феномен, пример исключительного по своей плотности художественного пространства, щедро излучающего ауру искусства. Этот номер, что очень кстати в «перекрестный» российско-итальянский Год, - своего рода объяснение в любви стране, сосредоточившей на своей территории несметное количество историко-культурных памятников, являющейся для всего мира объектом любования, изучения, поклонения, возможностью путешествия в глубину веков. 
Наследница античности, Италия стала классической константой нашего художественного образования 
и воспитания. Зачитываясь «Образами Италии» 
П.П. Муратова, слушая в Московском университете лекции В.Н. Лазарева, Ю.К. Золотова и В.Н. Гращенкова, мы, будучи студентами, грезили об Италии. 
Не имея в те времена особых перспектив побывать там, многие из нас все же избирали в качестве тем для курсовых и дипломных работ искусство Италии, таким образом, насколько это было возможно, приближали ее к себе, превращали, говоря словами Муратова, в «родной дом нашей души». «Италия - родина русской души» - так, вторя классику искусствоведения, называет Наталия Семенова свою статью, которой мы открываем номер. Какими только поэтическими эпитетами и метафорами не награждают Италию, ее города и ее шедевры авторы публикуемых материалов и их герои! «Мекка для художников», «Флоренция завораживает», «Сказочная Венеция... казалась неправдоподобным и пленительным сновидением», «...целые века после нас гореть будет жаркий пламень великой души Буонарроти» - подобных пассажей здесь в избытке. Поэтому данный выпуск в целом, как никогда, эмоционален - вы сами убедитесь в этом, дорогие читатели, ознакомившись хотя бы с некоторыми из статей. Номер посвящен той роли, которую Италия как воплощение синтеза природы и человеческого гения сыграла в развитии русской культуры. А что Россия дала итальянцам, художникам и мастеровым, ехавшим сюда, на север, начиная с эпохи Средневековья? На это тоже дается ответ: размах строительства, возможность реализовать самые дерзкие творческие мечты. ...Вспоминается одно из студенческих занятий по предмету «Описание и анализ памятников», которое Виктор Николаевич Гращенков проводил на территории Московского Кремля. Вслушиваясь в лепетание первокурсников о композиции, конструкции, пропорциях Успенского собора, наш учитель задавал все новые и новые наводящие вопросы, надеясь услышать главное, ключевое слово, раскрывающее характер величественного творения «фрязина» Фиораванти, - слово «гармония».

Главный редактор
Ольга Костина


Содержание:

Тема номера: Россия - Италия. Диалог культур

ТЕМА

Наталия Семенова
Италия - родина русской души

Юрий Мудров
Блестящее путешествие. Граф и графиня Северные в Италии

Анжелика Мышкина
Итальянский обер-архитектор при русском дворе

Елена Долгих
«Фасон де Венис» в русском стекле

Людмила Казакова
Стекло Мурано в контексте искусства ХХ века

Елена Боровская
Островок русской культуры во Флоренции

Михаил Талалай
Русский храм в Вечном городе

МУЗЕЙ

Эвелина Гусева
Богоматерь Никопея. Константинопольская святыня в Италии и на Руси

Ирина Шалина
Возвращение древнего памятника отечественной культуры

Анна Иванникова
Образ преподобного Антония Римлянина из собрания Музея русской иконы

ВЫСТАВКА

Дария Боргезе
Дама с единорогом

КОЛЛЕКЦИОНЕР

Алла Луканова
Итальянская россика из собрания И.С. Зильберштейна
Памяти Ксении Богемской. Выставка «Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

АРХИВ

Виктор Леонидов, Ольга Землякова
«Скитальцы не своей вины...» Сергей Соловьев. Письма из Италии

ХУДОЖНИК

Елена Беспалова
«Тройственный союз»: Бакст, Д'Аннунцио, Ида Рубинштейн

Екатерина Хмельницкая
Скульптор К.К. Рауш фон Траубенберг в «стране искусств Флоренции»

Татьяна Пластова
«Слово-то какое - Италия...»

Елена Степанян-Румянцева - Анатолий Чечик
На языке Италии

РАКУРС

София Веселова
Образы Италии в русском саду

Ирма Отто
Восхождение на оперный олимп

ПУБЛИКАЦИЯ

Анна Погодина
Все дороги ведут в Рим. Из путевых записок Максима Воробьева

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Дмитрий Циликин
«Музыкальный Олимп»: воспоминания о будущем

Мария Иванова
Марк Шагал - выдающийся книжный иллюстратор

Екатерина Гоголева
«Не иду дорогой всех...» К 95-летию со дня рождения Александра Тихомирова

РЕЦЕНЗИЯ

Олег Кривцун
Рецензия на книгу М.И. Свидерской «Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIXвеков». М., 2010

Наталия Ежерец
Рецензия на книгу С.С. Степановой «Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова» СПб., 2011


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»