№ 3/2011Этот номер - об эстетической природе вещей и заключенной в ней культурно-исторической памяти. Попытки уйти от этой природы были предприняты в годы борьбы с излишествами в архитектуре. Отказ от излишеств происходил и в области быта: вещь не то чтобы изгонялась из него, она видоизменялась, унифицировалась, предельно упрощалась в своей художественной выразительности. В триаде «Функция - форма - качество», направлявшей творческую, прежде всего архитектурную, мысль, приоритет отдавался утилитарной функции. Для сферы прикладного искусства использовался (в названиях статей, научных конференций, журнальных рубрик) другой, более поэтичный слоган - «Красота и польза», где под красотой подразумевалась новая минималистская эстетика 60-х годов, практически исключавшая внутренне присущее прикладному искусству качество - декоративность. Бытовое сознание отторгало старину в повседневном обиходе. К тому же «бабушкиным» вещам - массивным, украшенным декором шкафам, комодам, этажеркам - попросту не находилось места в хрущевских малогабаритных квартирах, и они выбрасывались на дворовые свалки. Но уже к концу десятилетия энтузиазм «демократичного» обустройства жизни сменяется усталостью от минимализма, и на рубеже 60-70-х годов в искусствоведческой периодике разворачивается дискуссия, ставящая вопрос: ретро стиль - что это такое? С 1990-х годов возрастает интерес к вещи как носителю той исторической среды, в которой она родилась. Увеличивается спрос на старинные, в частности, роскошные в своей декоративности предметы. Оживает антикварный рынок, что связано не в последнюю очередь с выходом на него произведений прикладного искусства. Начало нынешнего века ознаменовано дальнейшим развитием интереса к художественной вещи. Заметно увеличивается в общем количестве крупных, представительных выставок (особенно в больших музеях - Эрмитаже, Музеях Кремля, ГИМе, ГМИИ им. А.С. Пушкина) число экспозиций декоративно-прикладного искусства, сопровождаемых серьезными научными каталогами. Выходят в свет фундаментальные исследования, основной пафос которых: вещь - это материализованная память человечества. Французский ученый Ж. Бодрийяр в своей книге «Система вещей» называет старинный предмет мифологичным. Наделенный мифологическим смыслом объект прикладного искусства позволяет нам совершать захватывающие путешествия в исторические эпохи. Можно не знать в подробностях историю своих предков, но именно художественная вещь связывает нас с прошлым и вписывает в вечность, символизируя единство утилитарного и эстетического, материального и духовного.
Главный редактор Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Вещь в зеркале искусства
ТЕМА
Ольга Стругова Вещь в интерьере
Елена Долгих Цветное стекло в ХVIII веке
Ирина Багдасарова, Екатерина Хмельницкая Фарфоровый завод семьи Романовых
Андрей Гилодо Искусство под знаком серпа и молота
«Образы России». Выставка фарфора Нелли Петровой в Государственном музее-заповеднике «Царицыно»
МУЗЕЙ
Виктория Пешкова Связь всеобщая вещей
Виктор Петраков Кабинет медали Музея-усадьбы «Остафьево»
Федор Веселов Драгоценные оклады Нового времени в собрании Музея русской иконы
Герольд Вздорнов Частные музеи икон в России. Из новейшей истории собирания и изучения русской иконописи
АТРИБУЦИЯ
Валерий Игошев Драгоценные вклады Строгановых в храмы и монастыри Великого Устюга
ОТКРЫТИЕ
Наталья Гусева Мебель для чтения и просвещения
Александр Преображенский Новооткрытый шедевр времени Годуновых. Икона «Рождество Богоматери» из собрания семьи Мамонтовых
ВЫСТАВКА
Ксения Цанн-кай-си Парадоксы жизненного пути. Скульптор Николай Либерих
Зинаида Бонами Мечта как экспонат
ХУДОЖНИК
Татьяна Мунтян Флоральные этюды Фаберже
Софья Чапкина-Руга Хрупкие сокровища Елизаветы Бём
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Елена Бехтиева Итальянские приобретения «русского Медичи»
Екатерина Лисицына «Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса...» Художественное стекло из коллекции Е.М. Макасеевой
Лидия Андреева Советский фарфор в коллекции Альберто Сандретти. Искусство «за», а не «против»
РАКУРС
Виктория Петухова Фарфор как неприкладное искусство, или еще одна грань нонконформизма
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Мария Иванова Гариф Басыров - мастер офорта
Дмитрий Трубочкин Премия имени Алексея Комеча
РЕЦЕНЗИЯ
Елена Степанян-Румянцева Ловцы ауры
|