№ 3/2012 Дорогие читатели! Этот номер выходит в канун десятилетия возрожденного журнала «Русское искусство» : в январе 2004 года появился в продаже его первый номер. А работа над изданием началась ровно десять лет назад: именно летом 2003-го под крылом издательства «КОН-Лига ПРЕСС» (впоследствии «Эдипресс-Конлига») была собрана наша редакция. Поэтому мы с полным правом можем считать этот выпуск не просто юбилейным в нашей редакционной работе, но и знаковым, знаменующим серьезный этап становления и развития журнала. Существуя с 2009 года как издание Благотворительного Фонда имени П.М. Третьякова, мы не изменяем избранной концепции и продолжаем следовать заветам наших великих предшественников; а в составе редакционной коллегии «старого» «Русского искусства» были крупнейшие деятели культуры того времени – А.Н. Бенуа, А.В. Бакушинский, Б.Р. Виппер, И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, Н.Н. Пунин, Я.А. Тугендхольд и др. Тогда, в 1923 году, они декларировали свою позицию вполне определенно: «…журнал будет беречь лучшие художественные страницы прошлого и по-настоящему вчитываться в них. Вчитываться – в интересах той преемственности, без которой невозможна ни художественная культура, ни техническое мастерство». Мы полностью солидаризируемся с этой позицией и на протяжении вот уже без малого десяти лет развиваем идеи вдохновившего нас издания; позволю себе процитировать строки из редакционной статьи первого, готовившегося в 2003 году, номера «нового» РИ – идеи «поиска целостности, то есть анализа внутренних и внешних, вертикальных и горизонтальных связей, существующих между разными этапами русской художественной культуры, между изобразительным искусством и другими видами художественного творчества, наконец, между национальным и мировым искусством». Все эти идеи пронизывают и статьи настоящего выпуска. Поразительно, но спустя десять лет журнал, ставший самостоятельным живым организмом, сам продиктовал редакции спектр включенных в него тем, а их совокупность по сути повторила структуру нашего самого первого номера. Она столь же полифонична, как и тогда: музейные собрания, частное коллекционирование и искусство русского зарубежья. Оказалось трудно выделить какую-то одну доминирующую тему выпуска, поэтому мы назвали его достаточно общо: «Россия и Запад». Проблема взаимодействий и взаимовлияний русской и европейской культур прослеживается от первой до последней статьи и, конечно же, находит свое воплощение в рубрике «Музей», целиком посвященной Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, празднующему в этом году свое 100-летие. Наши поздравления отечественной сокровищнице западноевропейского искусства!
Главный редактор Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Россия и Запад
ТЕМА
Олег Кривцун Языки искусства и горизонты человеческого
МУЗЕЙ
Наталия Автономова Государственный Румянцевский музей – Музей изящных искусств. Из истории формирования собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Любовь Савинская «Достойно столичного музея»
Зинаида Бонами Эра выставок
АРХИВ
Татьяна Юденкова «Лаборатория коллекционера». По неизданным письмам Д.П. Боткина и С.М. Третьякова
ФОНД ИМЕНИ П.М. ТРЕТЬЯКОВА
Елена Бехтиева Владимир Васильев Место встречи
ОТКРЫТИЕ
Анна Иванникова Возрожденные из небытия
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Юрий Мудров Легенда музейного мира
АТРИБУЦИЯ
Алла Луканова «Вы – Коломбина, Саломея, Вы каждый раз уже не та…»
ВЫСТАВКА
Надежда Герасименко Русская икона в канун войны 1812 года
ХУДОЖНИК
Анжелика Мышкина «Вас я знаю только пейзажистом…» О неизвестных работах Степана Колесникова из зарубежных собраний
Гуля Маретт Элен Бенуа. Художница русской эмиграции
Павел Павлинов Зинаида Серебрякова: пейзажи французского периода
Мария Реформатская Олег Цингер
Амир Хисамутдинов Первые русские художники в Калифорнии
Александр Тихонов Реальность ирреального: художник Серж Дьяконов
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Лариса Вульфина Друзья эмиссара Ады. Несколько судеб в одном альбоме
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Наталья Поленова Творческая судьба Натальи Парэн-Челпановой
РАКУРС
Ирина Лейтес Левицкий и русские розенкрейцеры
|