№ 4/2013
Итак, дорогие наши читатели, мы с вами уже десять лет!
Первый номер РИ вышел в начале 2004 года и явился возобновлением через 80 лет журнала «Русское Искусство» 1923 года. В свою очередь, инициатор, издатель и редактор этого легендарного журнала С.А. Абрамов, а также объединившиеся вокруг него искусствоведы, литераторы, художники (от одних только имен захватывает дух - А.Н. Бенуа, П.П. Муратов, И.Э. Грабарь, Э.Ф. Голлербах, А.М. Эфрос, А.В. Бакушинский, О.Э. Мандельштам, Н.Н. Пунин, С.В. Чехонин и др.), считали свое издание преемником «Аполлона», выходившего в 1909-1917 годах. Создавая новое «Русское искусство», мы старались встроиться в идущую от Серебряного века художественно-просветительскую традицию, предусматривающую здоровый баланс между строгим научным академизмом и увлекательностью содержания. Поэтому выбор тем для номеров определяется разными мотивами, всегда научно обоснованными. Это либо историко-художественный подход, когда рассматривается какой-то этап развития искусства или его срез (например, «Россия на рубеже XIX-XX веков. Идея. Образ. Стиль», «Русская усадьба: проблемы сохранения наследия»), либо культурологический (например, «Почтовая миниатюра: марка и открытка в художественном пространстве»). Иногда тема подсказана датой («400-летие династии Романовых»). В журнале Абрамова основным объектом внимания было изобразительное творчество, но поднимались и проблемы литературы, театра, музыки. Мы же, при наличии в наше время профильно-видовых изданий, сосредоточились в основном на пластических искусствах.
В 2004 году, в нашем первом номере, мы сразу взяли курс на освещение исторического опыта в области собирательства и меценатства, так как этот опыт сегодня невероятно актуален - наконец-то восстанавливается едва не прервавшаяся в советское время традиция частного коллекционирования. Нашим крупнейшим коллекционерам и благотворителям, основателям музейного дела - братьям П.М. и С.М. Третьяковым, И.С. Остроухову - были посвящены специальные выпуски. И данный номер мы также посвящаем частным коллекциям - тем, что стали основой фондов государственных музеев. Главным героем в этом выпуске является Г.Д. Костаки, открывший миру русский авангард, первоклассную коллекцию которого он передал в дар Третьяковской галерее. Знаменательно, что один из разделов нашего самого первого номера тоже был посвящен Георгию Дионисовичу в связи с его 90-летием; а в 2013 году мы отмечаем 100-летний юбилей всемирно известного коллекционера и мецената. В совпадении этой красивой даты с 90-летием старого «Русского Искусства» и 10-летием нашего журнала есть некая скрытая гармония, вселяющая надежду на наше долгое служение вам, дорогие читатели.
Главный редактор
Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Государственные музеи и частные коллекции
ТЕМА
Татьяна Карпова Музей и коллекционеры статья полностьюгосударственный музей, частная коллекция, Третьяковская галерея, собиратель, дар, даритель, постоянная экспозиция, выставка, приобретение national museum, private collection, the Tretyakov Gallery, collector, gift, donor, permanent exposition, exhibition, acquirement.
Ирина Пронина Георгий Костаки – собиратель, меценат, даритель. Портрет коллекционера в музейном интерьере статья полностьюГ.Д. Костаки, русский авангард, меценат, дары музеям, Государственная Третьяковская галерея, 100-летний юбилей G.D. Kostaki, Russian avant-garde, art patron, donations to museums, the Tretyakov Gallery, centenary.
Наталья Костаки – Владимир Зажирей – Виктория Петухова Судьба коллекцииГ.Д. Костаки, дар музею, Государственная Третьяковская галерея, уникальное собрание, русский авангард G.D. Kostaki, donation to the museum, Tretyakov gallery, unique collection, Russian avant-garde art.
Михаил Костаки Сквозь завесу времени. Из воспоминаний о Георгии КостакиГеоргий Костаки, русский авангард, Страстной монастырь, церковь Дмитрия Солунского, Баковка, Аристарх Лентулов, Владимир Татлин, Алексей Кручёных, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал, Иван Клюн, Александр Родченко, Эндеры, Александра Экстер, Владимир Вейсберг, Оскар Рабин Georgios Kostaki, Russian avant-garde art, Strastnoy Monastery, St. Dmitry of Solon’s church, Bakovka, Aristarch Lentulov, Vladimir Tatlin, Alexey Kruchonykh, Kazimir Malevich, Vasily Kandinsky, Marc Chagall, Ivan Klyun, Alexander Rodchenko, Enders, Alexandra Exter, Vladimir Veisberg, Oscar Rabin.
МУЗЕЙ
Лилия Евсеева Собиратель и его коллекцияВасилий Ситников, икона, Спас Вседержитель, собиратель, Музей имени Андрея Рублева Vasily Sitnikov, icon, Savior Pantocrator, collector, Andrey Roublyov Museum.
Людмила Тарасенко «Нерушимый памятник старины и ея собирателей» Из истории формирования коллекции древнерусской живописи Исторического музеяИсторический музей, частное коллекционирование, памятники старины, иконы, национальное самосознание, культурное наследие History Museum, private collecting, antiques, icons, national mentality, cultural heritage
Юрий Мудров Императрица Мария Фёдоровна – художницаимператрица Мария Федоровна, художник-любитель, Павловск, Гатчина, Вюртемберг, Анжелика Кауфман Empress Maria Feodorovna, amateur-artist, Pavlovsk, Gatchina, Wurtemberg, Angelica Kaufmann
Ирина Шалина «Яко рождением от ветви сей благословенные…»династия Романовых, небесные патроны, Богоматерь Феодоровская, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Александр Невский, Архангел Михаил, Николай Чудотворец, Екатерина Александрийская, Мария Египетская Romanov dynasty, holy patrons, Feodorovska Virgin, St. Sergiy of Radonezh, St. Savva Storozhevsky, Alexander of the Neva, Archangel Michael, St. Catherine of Alexandria, St. Mary of Egypt
АРХИВ
Ольга Костина Журнал «Русское искусство» 1923 года и его издатель С.А. Абрамов статья полностьюС.А. Абрамов, издательство «Творчество», журнал «Русское Искусство», Л. Бакст, «Живопись Кончаловского», «Первый музей новой западной живописи» (Москва-Петроград, 1923) S.A. Abramov, publishing house Creativity, the Russian Fine Art magazine, L. Baxt, the books Painting of Konchalovsky, The First Museum of New Western Painting (Moscow-Petrograd, 1923).
Марина Потылико Издательский подвиг статья полностьюиздатель Соломон Абрамов, «Русское искусство», издательство «Рассвет», издательство «Творчество» publisher Solomon Abramov, Russian Fine Art magazine, publishing houses “Dawn” and “Creativity”
ФОНД П.М. ТРЕТЬЯКОВА
Елена Бехтиева «Когда огонь кипит в крови» статья полностью
АТРИБУЦИЯ
Татьяна Николаевская «Дама с портретом в руке». Опыт историко-архивного исследованияФлавицкий, «Княжна Тараканова», Петр Таманский, Мария Таманская, «Дама с портретом в руке» Flavitsky, “Princess Tarakanova”, Pyotr Tamansky, Maria Tamanskaya, “Lady with Portrait in Hand”
ОТКРЫТИЕ
Элеонора Пастон «Так как не дамся ж!» Об одном эскизе М.А. Врубеля из частной коллекцииВрубель, Мамонтов, Демон, Царь Саул, Серов, Поленов, Абрамцевский кружок Vrubel, Mamontov, Demon, Tsar Saul, Serov, Polenov, Abramtsevo circle
ВЫСТАВКА
Выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» в Третьяковской галерееНаталия Гончарова, Михаил Ларионов, авторская книга, новый русский лубок, книжная иллюстрация, пошуары Natalia Goncharova, Mikhail Larionov, author’s book, new Russian bast prints, book illustrations, pochoirs
Анастасия Безгубова (Шкляева) О детских портретах династии Романовыхдетский императорский портрет, неатрибутированные произведения, династия Романовых, камерный портрет, иконография Александра I, великий князь Константин Павлович, великая княжна Александра Павловна, Боровиковский, Виже-Лебрен, Кюгельхен royal children’s portraits, unattributed works, Romanov dynasty, chamber portrait, iconography of Alexander I, Grand Duke Konstantin Pavlovich, Grand Duchess Alexandra Pavlovna, Borovikovsky, Vigee-Lebrun, Kuegelchen
ХУДОЖНИК
Алла Вершинина Рисунки Сарры Лебедевой в собрании Т.Л. Красиной-ТарасовойСарра Лебедева, графика скульптора, частное собрание, Т.Л. Красина-Тарасова Sarra Lebedeva, sculptor’s graphics, private collection, T.L. Krasina-Tarasova
Павел Павлинов Дети Зинаиды СеребряковойЗинаида Серебрякова, Александр Серебряков, Евгений Серебряков, Татьяна Серебрякова, Екатерина Серебрякова Zinaida Serebryakova, Alexander Serebryakov, Evgheny Serebryakov, Tatiana Serebryakova, Ekaterina Serebryakova
Георгий Апазидис «Брызги жизни Анатолия Зверева»Анатолий Зверев, Георгий Костаки, нонконформизм, частное собрание Anatoly Zverev, Georgios Kostaki, non-conformism, private collection
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Владимир Васильев Ленинградский эстамп. Невесомое бремя коллекцииэстамп, графика, ксилография, линогравюра, офорт, Комбината графического искусства, Центр графического искусства, Ленинград, ленинградские художники graphic prints, xylography, linotypes, etchings, Combine Works of Graphic Art, Leningrad artists
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Татьяна Басова Андрей Есионов. Превращения акварелиАндрей Есионов, акварель, «акварельное масло», пейзажи, портреты, библейские сюжеты Andrey Yesionov, watercolor, watercolor-like oil, landscapes, portraits, biblical subjects
Валентина Бялик Холокост глазами Александра ТихомироваАлександр Тихомиров, холокост, графика, Марк Шагал Alexander Tikhomirov, holocaust, graphic art, Marc Chagall
РЕЦЕНЗИЯ
Изделия из цветного камня второй половины ХVIII–XX веков в собрании ГМЗ «Павловск» Полный каталог коллекции. Том XIII. Санкт-Петербург, ГМЗ «Павловск», 2013
|