№ 3/2014
ОТ РЕДАКЦИИ
Этот номер посвящен актуальнейшей для настоящего времени теме – арт-рынку как культурному феномену. Конечно, в центре нашего внимания – художественный рынок России, поэтому в одном из центральных материалов собирательская политика П.М. Третьякова рассматривается, причем впервые, как реальная коммерческая практика (см. статью Т. Юденковой). Проблемы, затрагиваемые в данном выпуске, проявляются прежде всего именно в практической жизни и становятся предметом содержательных обсуждений в академической среде – на конференциях и круглых столах, регулярно организуемых, в частности, в Государственном институте искусствознания и в рамках Российского антикварного салона. Рыночная проблематика широко освещается и в ходе публицистических дискуссий на страницах прессы. Здесь же вопросы арт-рынка удостаиваются спокойного научного осмысления, когда, например, произведение искусства рассматривается как актив, его приобретение – как инвестиция, коллекция – как результат культуртрегерской или, напротив, меценатской деятельности и пр. Мы постарались дать представление о структуре современного мирового арт-рынка (статья А. Маричевич), показать включенность в него русского искусства (статья Т. Маркиной), воскресить 1990-е годы как время зарождения рыночных отношений и новых форм художественной жизни (Г. Мажейкина) – таких, например, как создание корпоративных коллекций (А. Балашов). Творческие биографии художников рассматриваются тоже в контексте темы номера (см. статью Е. Беспаловой). Даже интервью заместителя директора по науке Третьяковской галереи Т. Карповой о предстоящей в ГТГ выставке, посвященной «драгоценным оправам» картин – рамам, несомненно, имеет отношение, хотя и косвенное, к этому контексту. Вне данной проблематики – материалы, связанные с празднованием 700-летия Преподобного Сергия Радонежского, и рубрика, отражающая программу Года культуры в России, в которой мы представляем деятельность региональных художественных музеев: на сей раз это Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Далее освещать историю отечественного искусства и художественной жизни на страницах журнала будет редакция в ином составе, в связи с чем главный редактор и большая часть редакционного коллектива прощается с читателями.
Главный редактор Ольга Костина
Содержание:
Тема номера: Художественный рынок
КУЛЬТУРА РОССИИ
Салихат Гамзатова Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой. Выставки и проекты
Наталья Вавилова Современный музей как интеграционное пространство
ТЕМА
Татьяна Маркина Русское искусство на международном арт-рынке статья полностью
Ана Маричевич Искусство как инвестиция
Александр Балашов Корпоративная коллекция как личный опыт
Наталия Семенова Гендерная революция на русском художественном рынке 1910-х годов. Художественный салон Клавдии Михайловой и галерея Клары Лемерсье
Ирина Заведеева Организация художественного процесса. Советская модель
Николай Задорожный «А промену тому образу сорок алтын». Иконы и антикварный рынок
МУЗЕЙ
Татьяна Юденкова П.М. Третьяков и проблемы развития художественного рынка России во второй половине XIX века
ВЫСТАВКА
Светлана Николаева «И свеча не угасла…». Выставка к 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике статья полностью
Ольга Костина – Татьяна Карпова Рама как объект искусства. В преддверии выставки в Государственной Третьяковской галерее
Елена Воронович Реализм как личный выбор. Петр Иванович Котов
Мария Комарова Памяти Преподобного
АТРИБУЦИЯ
Инна Пуликова – Александр Попов Экспертиза произведений искусства – как это работает
ОТКРЫТИЕ
Анжелика Мышкина Портретная графика как объект арт-рынка. Наблюдения и открытия статья полностью
ХУДОЖНИК
Елена Беспалова Бакст и Пикассо
Любовь Агафонова Художник и меценат Николай Рябушинский
Надежда Мусянкова Уникальная коллекция произведений Моисея Фейгина
Елена Осташенко Художник Дмитрий Павлович Федорин
РАКУРС
Галина Мажейкина «Невыносимая легкость бытия»: галерейная жизнь 1990-х годов статья полностью
РЕЦЕНЗИЯ
Виктор Леонидов Е.Л. Деменок. Новое о Бурлюках. Дрогобыч: Коло, 2013
|