Десницкая Александра Григорьевна. Живопись, графика

23 апреля - 04 мая 2014 Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников Большая Морская, д. 38

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ 1951 Родилась 8 октября в городе Ленинграде в семье художников. 1963-1969 СХШ при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР. 1969-1975 Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР, окончила мастерскую под руководством В. М. Орешникова. По окончании института занимается пейзажем. Участвует во Всероссийских, зональных и городских выставках серией пейзажных работ. 1977 Вступает в Союз Художников (секция живописи). 1980-1999 Создает большой ряд живописных и графических работ на библейские и евангельские сюжеты. 1992 Персональная выставка в Выставочном зале «Новый Пассаж». 1995-2012 Путешествует по Европе и России, изучает византийскую мозаику, фресковую живопись и древнерусскую иконопись. 2000-2004 Занимается в иконописном классе В. Г. Киновича в Гатчине. Пишет иконы, соблюдая традиции и технику древнерусской иконы. 2009-2014 Преподает изобразительное искусство в Англо-Американской школе. В своем творчестве возвращается к графике. Иллюстрирует Ветхий и Новый завет. 2014 Скончалась 8 февраля в Санкт-Петербурге.
Живописные и графические произведения находятся в частных коллекциях и музеях России, Украины, Германии, Франции, Италии и Израиля. Иконы - в храме поселка Карташевская и в храме Тихвинской Божьей Матери на пр. Науки в Санкт-Петербурге.

Александра Десницкая была удивительным художником. Этапы ее творчества резко сменяли друг друга, словно оставляя недосказанной мысль. Присущий ей философский поиск определял ту внутреннюю логику, с которой она переходила от одной формы выражения к другой. Годами она работала над одной и той же идеей, находя все новые грани и художественные возможности, а потом новую главу начинала с чистого листа, сразу убедительно и мощно. Ее жизнь так и оборвалась, внезапно, без проявлений слабости, в пути, в поиске, не дав близким шанса за нее побороться. Десницкая родилась в семье художников, в дружной и творческой семье, где много знали, много читали, много трудились и любили друг друга. Александра всю жизнь работала без устали, это было такой же потребностью как мыслить и дышать. Первые годы после института были посвящены пейзажу. Работ этого времени сохранилось немного. Это очень красивые произведения, написанные сильной, размашистой рукой, плотным, пастозным мазком. Ее увлекает проблема света, а еще больше - как свет меняет форму и плотность предметов. Многие мотивы узнаваемы, особенно Коктебель. Однако позже становится очевидным, что конкретность волнует ее меньше всего. Художника захватывают мотивы, не имеющие ни места, ни времени, но несущие ощущение вечного, вневременного пространства. Из пейзажей проступают фигуры, сотканные из бликов причудливого света, материализовавшиеся - не полностью, не до вещественной осязаемости - из игры цветовых плоскостей и пятен. Коктебель еще смутно угадывается, но все отчетливее превращается в некое мифологическое место действия, место пути, место пребывания.

Потом наступает этап написанных маслом библейских сюжетов. Впрочем, сюжетная линия уточняется не всегда, заставляя зрителя искать ответ среди собственных ощущений и ассоциаций . «Странники» - что это? Волхвы? Исход? Или поиск вообще, бесконечный путь к прозрению, к познанию или хотя бы к догадке, озарению? Художник не дает ответа. Александра следует за своей кистью, за своей мыслью, своей истовой верой, словно ощупью находя следующий шаг среди света, цвета, живописи совершенно стихийной: мазков то громоздящийся друг на друга, то разреженных до такой степени, что сквозь них проступает холст. Она обходится почти без обстоятельств места или действия, не конкретизируя пейзаж. Недвижимы могучие контуры фигур. Подробности до такой степени излишни, что пропорции ускользают, руки лишь намечены, очерчены быстрой, неоконченной, оборванной линией. Лики не то вылеплены из глины, не то сотканы из света. В хаосе мазков беспокойный, безостановочный поиск. В застывших ликах - скорбный покой раз и навсегда установленной истины. В сиянии живописи, сверкающих контрастах открытого цвета, надрыве красного, покое глубокого синего, движении слепящего желтого - мучительный труд и радость внезапной догадки.

Почему художник перестает писать маслом? Может быть, живопись своей пластической силой отвлекала Александру, уводила от образной значимости. Может быть, этот путь показался ей исчерпанным. Или же просто устала от невероятного эмоционального накала выходивших из под ее руки холстов. Так или иначе, с 2000 года Десницкая кардинально меняет ход своего творчества. Она начинает писать иконы. Не свою версию священных сюжетов, а канонические православные иконы. Александра заканчивает иконописную школу и следует лицевым подлинникам и строгим технологиям. Ее иконы находятся в храмах, это ее прикосновение к первоисточнику, на некоторое время поглотившая ее форма служения. Последнее десятилетие посвящено графике. Художник возвращается к библейским и евангельским сюжетам, но теперь выбирает и те из них, которые редко встречались в истории искусства. На этом этапе находит выражение непосредственное знакомство со средневековым христианским искусством - Джотто и искусство флорентийского кватроченто, мозаики Равенны и фрески Ферапонтова монастыря. Десницкая снова непостижима. В акварелях ей удается сочетать монументальность фрески и незавершенность наброска. Акварели почти монохромны, построены на градациях синего и голубого. Иногда прорывается, вспыхивает ослепительным огнем красное пятно. Иногда узнается глубокая и гармоничная гамма древнеруссской иконы. Сквозь прозрачные цвета читается рисунок - стремительная линия карандаша - контур, абрис, рядом другой поправляет силуэт, не отменяя первого; оборванная линия, сорвавшаяся с края фигуры - неважно, все уже сказано. Лики моделированы сдержано и строго, монохромно, локально прорисованы четким контуром, слеплены светом. В них правильность и благородная простота византийского письма, и в безостановочном движении напряженной, откровенной, ищущей линии признание и исповедь художника 20 века, так беспощадно оборвавшаяся на полуслове.
Елизавета Чаликова
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|