Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Серж Шаршун возвращается в Швейцарию спустя 30 лет

Серж  Шаршун возвращается в Швейцарию спустя 30 лет

Работы первого (и последнего) русского дадаиста показывает женевская галерея «Artvera's». В экспозиции, насчитывающей около 80(!) живописных работ, представлены работы, созданные на протяжении почти 50-летнего периода творчества художника (1920-е - начало 1970-х годов). Это самая крупная выставка из всех тех, которые проходили в мире после того, как художника не стало в 1975г. И вторая из всех, когда бы то ни было посвященных творчеству Сержа Шаршуна (самой представительной была ретроспектива, показанная в 1971г. в Национальном музее современного искусства в Париже - но она включала и графику).

Первая персональная выставка Сержа Шаршуна в Швейцарии проходила в Женеве (Galerie Benador) в 1967г. Затем были выставки в Базеле (1968, 1970, 1979), Берне (1979) и снова в Женеве:1971 - Galerie Saint-Leger (гуаши) и 1976 - Galerie Cour Saint-Pierre (работы маслом и гуаши). И вот теперь, тридцать лет спустя после выставок в Берне и Базеле в 1979г., ретроспектива русского парижанина Сергея Ивановича Шаршуна (1888, Бугуруслан, Самарская губ. - ныне Оренбургская обл. - 1975 Villeneuve-Saint-George, France) будет показана в Женеве.

Родившись в купеческой семье, жившей в глухой провинции, Сергей Шаршун, будучи старшим сыном, должен был продолжить дело отца. И был, в 11 лет, послан последним в коммерческое училище города Симбирска. С годами коммерция и занятия в училище все меньше и меньше интересовали юного Шаршуна. К 16 годам он предпочитал рисовать и читать книги. И захотел стать художником. Профессиональным. И даже держал вступительные экзамены в Художественную школу - уже в Казани. Но провалился. И не был принят.

Но юноша был с характером. И в 1910г. он отправляется в Москву, где записывается в частную художественную школу-студию, в которой преподавали И.Машков и К. Юоон (художник, кстати, швейцарских корней). И с головой окунается в московскую художественную жизнь, о которой так мечталось в далекой русской провинции. Но мечта разбивается о российскую действительность. Ученика художественного училища из купеческого сословия призывают на военную службу. Что совсем не входило в планы начинающего художника. И он дезертирует из армии и решает скрыться от службы за границей. И едва освоивший азы художественной грамоты Сергей Шаршун уезжает - через Берлин - в Париж. Учиться. И, если получится, завоевав Париж, вернуться «со щитом» в Россию. Было это в 1912г.

Но в судьбу художника вмешалась история - и на родину Серж Шаршун вернется уже после своей смерти. Сначала 31 картинами, завещанными, в 1974г., художником Третьяковской галерее и переданными ей в 1982 и 1991гг. И если вначале они были отправлены в запасники, то в настоящее время в постоянной экспозиции галереи С.Шаршун занимает целую стену! Затем первой персональной выставкой (60 работ), показанной в 2006г. в Музее личных коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Бенуа Сапиро - известным французским галеристом, экспертом по С.Шаршуну Союза антикваров Франции и владельцем парижской галереи «Le Minotaure» и его соотечественником Эриком Фитусси. На память об этом знаменательном событии у меня остался прекрасный каталог, подаренный на вернисаже Б.Сапиро. Затем выставка была показана в Русском музее в Санкт-Петербурге. А за 10 лет до этого известный французский исследователь русского зарубежья Рене Герра показал в ГТГ работы из своего собрания на выставке «Они унесли с собой Россию... Русские художники-эмигранты во Франции 1920-е - 1970-е». И среди них 16(!) работ Сержа Шаршуна.

Интересно будет заметить, что работы С.Шаршуна конца 1920-х - начала 1940-х годов, как правило, небольшого формата. Дело в том, что это был один из самых трудных периодов его жизни. Художник в прямом смысле бедствовал. Как позже скажет его современник, Шаршун два раза в неделю выходил из дома, покупал овощи на базаре и варил из них свои «бесконечные супы», которыми и питался. Сначала он теряет своего галериста. Кризис 1929г. обрушил рынок и не таких художников как Шаршун, работы которого практически не продаются. Сам художник выживает лишь благодаря пособию по «интеллектуальной безработице». Денег на холсты нет. Поэтому С.Шаршун где может, как правило, в мастерских более обеспеченных художников, находит и подбирает обрезки холстов, на которых и пишет свои картины. Сейчас работы С.Шаршуна находятся во многих частных собраниях нового поколения русских коллекционеров. Именно благодаря им работы С.Шаршуна (87% сделок с которых приходится на художественный рынок Франции), продававшиеся по французским ценам, теперь предлагаются на мировом открытом, то есть аукционном, рынке по ценам русским. За последние 10 лет цены на его работы выросли на более чем 350%!

И хотя галерея сообщила, что ретроспектива стала возможной «благодаря её контактам с крупными коллекционерами», возможность приобретения полотна С.Шаршуна потенциальными инвесторами или просто любителями русско-французского абстракционизма не стоит исключать. Ведь не секрет, что даже «крупные коллекционеры» иногда готовы расстаться - по разным причинам - с теми или иными работами, которые они дают на выставки. Так что не исключено, что именно на этой ретроспективе Вы сможете не только увидеть, но и приобрести - вместе с каталогом выставки и трехтомным каталогом резонне - такого Шаршуна, который будет служить украшением Вашей коллекции.

Что же касается службы в армии, то свой «гражданский долг» Российской империи художник вернёт во Франции, записавшись добровольцем в Русский экспедиционный корпус в конце Первой мировой войны. Где он прослужил два года. В 1922 году С.Шаршун из Парижа отправляется в Берлин, чтобы оформить документы на возвращение в Россию. Но разговоры с теми, кто после революции Россию покинул, заставляют его отказаться от своего намерения. И как скажет С.Шаршун в письме немецкому искусствоведу Эберхарду Штенебергу в 1967г. «Раньше я думал вернуться в Россию, но после пребывания в Берлине в 1922-23 году подобное желание исчезло». И вместо Москвы, после 14-месячного пребывания в Берлине, где им были проданы первые две картины (!), С.Шаршун возвращается в Париж, где он станет Художником. Одним из тех, кого впоследствии объединят под названием «Парижская школа». Художники из России - волею судьбы - представляли в этой «школе» целый «класс». И какой это был «класс»!

Ларионов, Гончарова, Шагал, Сутин, Кандинский... Страницы бы не хватило, чтобы всех перечислить. Первая волна русской эмиграции, а к ней принадлежал и С.Шаршун, «выбросила» на французский «берег» столько русских талантов, которые впоследствии стали «звездами» на мировом художественном небосклоне, что не всякая национальная школа может похвастаться таким созвездием. С.Шаршуна традиционно относят к французским абстракционистам. Среди которых были и такие русских корней художники, его младшие современники, как Серж Поляков (1900-1969), Андре Ланской (1902-1976) и Никола де Сталь (1914-1955).

Трудно поставить С.Шаршуна в один ряд с названными в начале предыдущего абзаца художниками. Одна из причин - двоякость художественного таланта. Ведь на протяжении всей своей жизни Серж Шаршун был и поэтом, и писателем и художником. Причем, вплоть до начала 40-х годов, преимущественно литератором, чем живописцем. И его встречи с дадаистами имели в своей основе его литературную деятельность. Живопись в эти годы (1917-1923) служила лишь фоном, иллюстрацией к дадаистическим демаршам (вплоть до написания и публикации целой брошюры о дадаизме) С.Шаршуна. И его роль в этом движении была не из последних. Именно поэтому весь его литературный архив был приобретен за 16.000 франков в 1986-1990гг. публичной университетской библиотекой города Базеля. Ведь Швейцария официально считается родиной дадаизма (1915-1922), явившегося своеобразной реакцией молодого поколения писателей и художников на ужасы Первой мировой войны и социальные революции первых десятилетий ХХ-го века.

Другая причина заключается в том, на наш взгляд, что склад художественного дарования С.Шаршуна был таков, что он искал свой путь к прекрасному в направлениях, которые были открыты другими. Поэтому практически ко всем наиболее значительным периодам его творчества (а названия им, будучи поэтической натурой, художник придумывал сам - орнаментальный кубизм, орнаментальный импрессионизм, абстрактный неосимволизм и т.д. - все представлены в галерее «Artvera's») вполне можно добавлять определение «пост-». С. Шаршун был вначале пост-кубистом (по приезде в Париж Шаршун стал учеником Метценже и Ле Фоконье), затем пост-пуристом (в начале 1920-х годов художник познакомился в Париже с Амеде Озанфаном (1886-1966), основателем пуризма в живописи, - картина которого «Кувшин» будет также представлена на выставке - и создал цикл работ, преимущественно натюрмортов, в которых влияние последнего более, чем очевидно) и пост-импрессионистом (выставка, показанная Бенуа Сапиро весной 2005г. в своей галерее «Le Minotaure», так и называлась «La lecon de Monet»), с начала 1940-х годов - пост-абстракционистом, пост-символистом... Обращение художника в начале 1950-х годов к «музыкальным» и «водным» темам, которые являются наиболее значимыми и интересными в его творчестве, и те имеют своих предшественников. Причем, в этом случае, в русском искусстве. Достаточно будет назвать в этой связи два имени: Микалоюс Чюрленис (1875-1911) и Василий Кандинский (1870-1944). Именно они одними из первых стали разрабатывать идею «синтеза искусств». Но в отличие от первого, являвшегося реалистом, С.Шаршун ищет «синтеза» языком абстракции. Впрочем, как и В.Кандинский. Но в отличие от последнего, С.Шаршун в ряде работ на «водно-музыкальные темы» не так ярок, красочен. Он тяготеет к монохромности и более ярко выраженной фактуре самого красочного слоя. А вот по поэтичности, лиричности своих произведений на музыкальные темы, С.Шаршун В.Кандинского с его рационализмом, оставляет, как мне кажется, позади. Но в этом можно будет убедится (или разубедиться), побывав на выставке, где именно этому периоду отдано предпочтение.

Галерея «Artvera's», rue Etienne-Dumont 1. Serge Charchoune 1888-1975: Dadaïsm - Ornamental Cubism - Purism - Abstract Neosymbolism. 13.11.2009 - 28.02.2010

Александр Тихонов

“Наша газета”, Женева, Швейцария, 12.11.2009


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»