Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова

Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова

до 20 августа 2023
Третьяковская галерея
Лаврушинский пер., 10

Для проекта «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» отобрано 20 наиболее «громких» произведений в истории русского искусства. Идея проекта - показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике и оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов. Сегодня без них непредставима постоянная экспозиция одного из главных музеев страны.

Сегодняшнему зрителю нелегко вообразить, что непозволительного современники находили в полотнах, которые стали гордостью коллекции. Чем могла раздражать «Боярыня Морозова» Сурикова или «Березовая роща» Куинджи, что возмущало в произведении «После побоища...» Васнецова, почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова и запретили экспонировать картину «Иван Грозный и сын его Иван...» Репина. Поиск ответов на поставленные вопросы - главная задача проекта.
На протяжении всей своей собирательской деятельности Третьяков приобретал вещи спорные, эпатировавшие зрителей, вызывавшие дискуссии в художественном мире. Он безбоязненно покупал работы, которые не находили одобрения среди людей, причастных к искусству, пользовавшихся авторитетом.

Современники критиковали Третьякова за отсутствие «правильного выбора», не одобряли многие его покупки. Их нападки, по сегодняшним меркам, не выдерживают критики, настолько дальновидными оказались воззрения и тактика коллекционера. Третьяков не раз писал, что непредвзятую оценку его коллекции смогут дать лишь последующие поколения, потому что истинным судьей станет время.

Из 20 полотен, включенных в состав проекта, три были написаны при жизни коллекционера, но не куплены им. Например, картины «Неизвестная» Крамского и «Принцесса Грёза» Врубеля представлены на выставке как произведения, отвергнутые в том числе и Третьяковым, - дабы раскрыть многосложность художественной жизни той поры.

Отобранные для этого проекта картины отмечают высшие достижения отечественного искусства XIX-ХХ столетий: сегодня понятно, что их отторгали и обличали за новизну приемов и смыслов. Они представляют не разрозненную группу изначально отвергнутых картин, но ядро коллекции Третьякова, выявляют важные интенции эпохи. Они выдержали испытание временем, завоевав безусловное признание специалистов и зрителей, и уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи - крупнейшего музея национального искусства.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»