Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Международный симпозиум «ARTISTS in RESIDENCE - Туризм? Культура? Территориальное развитие?»

Москва-Сенеж, 14-17 июня 2010

 

17 июня в Москве в зале Проекта Фабрика состоится открытая сессия симпозиума, на которой международные и российские эксперты, деятели культуры и художники выскажут свое мнение о перспективах и способах развития сети арт-резиденций в России.

В тот момент, когда проект начинался, казалось, что в России есть только одна постоянно функционирующая арт-резиденция - несколько комнат и пространство для работы художников в Кронштадте... Однако по мере изучения вопроса стали проявляться все новые и новые места. Оказывается, в Калининграде и Москве, Перми и Новосибирске, Петрозаводске и Нижнем Новгороде арт-резиденции организовывались как необходимая часть подготовки к различным международным художественным проектам. Неоднозначный опыт такого же рода получил Гете-институт во время подготовки российско-германского художественного проекта «Art on Site / Искусство места».

Эксперты в области культуры, представили властей и бизнеса сегодня сходятся во мнении, что в России созрела ситуация для формирования сети арт-резиденций. Этого требуют и процессы расширяющегося культурного обмена (в том числе и на региональном уровне), и заметное оживление художественной жизни, и понимание актуальности культурных коммуникаций, как инструмента общественного и экономического развития территорий.

Первый день симпозиума - 14 июня - участники проводят в Центральном доме художника, где в рамках V Московского международного книжного фестиваля состоится презентация и обсуждение «Идея общероссийской сети культурных инициатив и развитие института арт-резиденций».

Экспертная часть симпозиума не случайно проводится в Доме художника «Сенеж» под Москвой: на протяжении многих лет здесь работали межрегиональные и международные группы художников, формировались либеральные тенденции позднесоветского художественного процесса. Сейчас предполагается разработка концепции работы ДХ «Сенеж» как арт-резиденции для подготовки крупнейших международных событий в Москве. 15-16 июня на первой сессии симпозиума здесь собираются 25 российских и международных экспертов. Их работа посвящена разработке актуальных моделей арт-резиденций для России, механизмов интеграции в международный пространство арт-резиденций, форматов взаимодействия арт-резиденций с институтами власти, культуры и бизнеса.

Итоги этой работы будут представлены российскими, германскими и голландскими специалистами на открытой сессии симпозиума, которая состоится 17 июня в Москве - этот день может стать началом формирования новой институциональной структуры российской культуры, ведь арт-резиденции открыты к мобильному и многопрофильному взаимодействию с традиционными институтами культуры, творческими союзами, событиями, отдельными художественными инициативами.

***

Artist in residence (AR) -постоянно действующее и, как правило, специально оборудованное место, куда могут приезжать художники, писатели, музыканты, деятели современного танца, театра, кино. Существует множество моделей работы арт-резиденций: одни обеспечивают уединение творца, другие дают возможность включиться в жизнь местных сообществ, третьи являются инфраструктурой для подготовки произведений к большим событиям (биеннале, фестивалям и т.д.)
Принято выделять несколько этапов формирования института AR.
В первые десятилетия XX века AR организовывались «для искусства». Их целью в первую очередь было создание новых комфортных или особых условий для авторов. При этом можно было выделить первоначально два типа организации AR: самими художниками (например Worpswede, Германия, 1884) и меценатами (например The Corporation of Yaddo, Нью-Йорк, 1900). Затем миссия «инициативы меценатов» расширилась - кроме культурных задач, AR стали инструментом гуманизации среды (взаимоотношения AR Gregory Fellowships и University of Leeds, 1951).
Именно социальный аспект AR стал флагом следующего периода - в 1960-е - 1980-е AR с одной стороны были ориентированы на утопическое коммунальное отделение от буржуазного и создание собственного социума (например AR и сквоты 1970-х - 1990-х годов).
С другой стороны включение деятелей культуры в жизнь локальных сообществ и отдельных социальных групп стало основной тенденцией AR конца XX века.
Глобализация мира породила новую волну интереса художников, родившихся на территориях, до этого слабо контактировавших друг с другом и по разным причинам бывших малодоступными одна для другой, как объект художественного интереса и социально-культурного взаимодействия. Начиная с 1990-х годов количество AR многократно увеличилось во всех странах мира. Разнообразие типов и моделей связаны с институциональной принадлежностью, принципами финансирования, социальными и культурными задачами инициаторов.
В России AR можно исчислять с конца XIX века, понимая именно таким образом деятельность известных художественных кружков, имевших особую персонально-географическую локализацию (поленовский кружок в Абрамцево, тенишевский кружок в Талашкино, Смоленск).
Социалистическая модель AR - дома творчества, принадлежавшие тем или иным творческим союзам (художников, писателей, композиторов). Здесь, особенно в 1980-е годы, активно осуществлялся межрегиональный и даже международный обмен художественным опытом. Типологически дома творчества явно соотносятся с моделью AR «для искусства».
В последнее время в России появилось небольшое количество AR (ГЦСИ, Музей пейзажа в Плёсе), существующих, в большинстве своем, на временной проектной основе.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»