№ 3/2010 (в продаже с 15 июля)

Номер, посвященный И.Э. Грабарю, в равной мере можно считать и юбилейным - в будущем году исполнится 140 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича, и мемориальным - прошло ровно полвека, как его не стало. Работа редакции над данным выпуском шла, однако, без привязки к какой-то конкретной дате: он третий (после «третьяковского» и «остроуховского»), логично завершающий ряд монографических номеров, инициированных издателем «Русского искусства» - Благотворительным Фондом имени П.М. Третьякова. В 1913 году И.Э. Грабарь сменяет И.С. Остроухова в должности попечителя Третьяковской галереи, а с 1918 по 1925 год является ее директором - акцент в этом номере естественным образом ставится на деятельности Грабаря, связанной с жизнью галереи. Из всего авторского коллектива этого выпуска половина - сотрудники ГТГ; их статьи базируются на богатой фактологии, почерпнутой из архивов, хранящихся в отделе рукописей Третьяковки. Поэтому большой блок материалов, вводящих в научный обиход новые документы и факты, имеет важное источниковедческое значение. Однако всех без исключения авторов волнует личность Грабаря, и каждая из статей «работает» на его образ. Художник, историк искусства, пекущийся о сохранении наследия, организатор реставрационного дела, создатель и руководитель научных институтов, методических советов и исследовательских комиссий, педагог и прочее, и прочее - как можно было реализовать, притом в высшей степени успешно, столько творческих, научных и организационных замыслов за одну человеческую жизнь? Номер, который вы, дорогие читатели, держите в руках, - попытка постичь, насколько это возможно, многогранность личности Грабаря, а также значение этой личности для современной культуры. В «Автомонографии» Игорь Эммануилович так писал о себе: «Меня часто спрашивают, как я мог физически успевать делать все то, что довелось сделать. Думается, только потому, что была воля к труду и страсть к труду: как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда». Грабарь, разумеется, был сверх меры одарен разными талантами, но прежде всего он был великий труженик. Многое в его личности объясняют автопортреты. Они подчеркнуто прозаичны, скупы по своим выразительным средствам, лишены артистичных жестов или эффектных деталей. Это автопортреты предельно собранного, целеустремленного человека, движимого «волей и страстью к труду», - тем, что сам в себе Игорь Эммануилович ценил более всего.
Главный редактор Ольга Костина
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|