Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Андрей Монастырский

Андрей Монастырский

23 ноября 2010 - 27 января 2011
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств
Гоголевский бульвар, 10

 

Московский музей современного искусства и Фонд ВИКТОРИЯ - Искусство быть Современным - представляют персональную выставку Андрея Монастырского, важнейшей фигуры современного русского искусства, художника и теоретика московской концептуальной школы. Созданное Монастырским эстетическое поле состоит из множества равнозначных составляющих - это художественные произведения, прозаические, поэтические, документальные и теоретические тексты, а также архивы задуманных и осуществлённых им акций группы «Коллективные действия». Первая музейная выставка Монастырского была запланирована год назад как начало теоретического осмысления и представления творчества художника через ретроспективу его инсталляций.
Выставка выстраивает картину творчества художника за последние 30 лет на основе инсталляций, а также документации акций группы «Коллективные действия».
В экспозицию войдут работы, не показывавшиеся ранее в Москве, - инсталляция «Фонтан», объехавшая крупные европейские музеи, работа 1976 года «Гёте», представленная в Касселе на Documenta 12 и в Чикаго, а также новые инсталляции 2010 года - «Коридор КД» и «Оболочки».
Представляя выставку, Андрей Монастырский пишет:
«Будет показана ретроспектива моих инсталляций, в большинстве из которых используются материалы акций группы «Коллективные действия» (КД). <...> Деятельность КД в равной степени можно отнести и к литературе (роман),
и к изобразительному искусству (история перформанса, инсталляции), и к музыке (аудиодискурс). В разные времена «актуализируется» то или иное «сквозное» прочтение материалов. КД никогда не занималось искусством в том смысле, когда говорят о какой-то результативной деятельности, о создании конкретных произведений искусства. Метапозиция КД - экзистенциальная и эстетическая практики. Для нас всегда был важен процесс, а не результат... Именно пространство и время - истинные «герои» и «персонажи» «Поездок за город» КД, а не зрители или мы, авторы и устроители акций.
...Работа КД в 70-80е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае современного искусства - как искусства «после философии». По этим десяти книгам «Поездок за город» (1976-2010) можно изучать историю развития современного искусства сначала СССР, а потом и России.
Это искусство ставило и решало общетеоретические задачи и проблемы - и в пластике,и в жанре, и в дискурсе, - свойственные международному развитию современного искусства, начиная с Дюшана, дадаистов и продолжая практикой Флаксуса, Джона Кейджа, Денниса Оппенгейма, Криса Бёрдена, Вито Акончи, Брюса Наумана и т.д.»
Каталог, который будет издан после выставки, даст новые возможности для «сквозного прочтения материалов», расширит поле зрения на творчество Андрея Монастырского. Ключевые фигуры международной современной художественной сцены - Роберт Сторр, Клаус Бизенбах, Илья Кабаков - в своих эссе и диалогах с художником - дают возможность увидеть универсальную перспективу, частный взгляд на его творчество, а также услышать комментарий художника.

Андрей Монастырский
Родился в 1949 году в посёлке Петсамо Мурманской области. Окончил филологический факультет МГУ. С 1975 года создаёт концептуальные работы, перформансы и акции. Один из основателей и автор большинства проектов группы «Коллективные действия» (1976-2010); автор-составитель большинства томов «Поездок за город» группы «КД». Составитель сборников Московского Архива Нового искусства (МАНИ) (1986-1990). Участник выставок АптАрта (1982) и Клуба авангардистов (КЛАВА) в Москве, а также многочисленных отечественных и зарубежных выставок. Составитель «Словаря терминов московской концептуальной школы» (1999). Автор теоретических статей по вопросам современного искусства в отечественных и зарубежных изданиях.
Избранные персональные выставки: Андрей Монастырский (Kunstihoone, Таллинн, 2008); Земляные работы (StellaArtGallery, Москва, 2005); 70-е годы и другие работы (Navicula Artis, Санкт-Петербург, 2000); Госагропром (Gosagroprom, Москва, 1998); Ветка (XL Галерея, Москва, 1996); Untershriften (Kunstwerke, Берлин, 1994).
Избранные групповые выставки: Hide and Seek (Museum of Contemporary Art, Чикаго, 2010); 52-я Венецианская биеннале (2007); Documenta 12 (Кассель, 2007); Vincent 2006, (Stedelijk Museum, Амстердам, 2006); Angels of History (MHKA, Антверпен, 2005); Московский концептуализм (Kupferstichkabinett, Берлин, 2005); 50-я Венецианская биеннале (2003); Искусство XX века (ГТГ, Москва, 2000); L'autre moitié de l'Europe (Musée du Jeu de Paume, Париж, 2000); Global conceptualism... (Queens Museum of Art, Нью-Йорк, 1999); Kunst im Untergrund (Альбертина, Вена, 1999); Praprintium (Берлин - Бремен, 1998); Коллективные действия (ExitArt, Нью-Йорк, 1997); Passaggio a Oriente (45-я Венецианская биеннале, 1993); Sowjetishe Kunst um 1990 (Binationale II Israel/UdSSR, Kunsthalle, Дюссельдорф, 1990).
Андрей Монастырский будет представлять Россию на следующей Венецианской биеннале в 2011 году.

Коллективные действия
Художественная группа, идеологическая база Московской концептуальной школы, начала работать в 1976 году и существует до настоящего времени. Участники - Андрей Монастырский, Николай Панитков, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген; в состав группы также входили Никита Алексеев (до 1983) и Георгий Кизевальтер (до 1989). Группой осуществлено 125 акций-перформансов и собрано 10 томов (начат 11 том)книг «Поездки за город».
В 1977 году материалы об акциях КД были опубликованы в международном журнале FlashArt, а фотография одной из акций была помещена на обложке журнала
(среди фотографий работ Йозефа Бойса, Ричарда Серра, Кристиана Болтански и других). В том же году документация КД была представлена на Венецианской биеннале. В работе группы, в качестве зрителей и в каком-то смысле соавторов акций, принимали участие художники, поэты, литераторы, критики и музыканты Москвы 70-х и 80-х годов:
Илья Кабаков, Олег Васильев, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Всеволод Некрасов, Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Андрей Абрамов, Римма и Валерий Герловины, Виктор Скерсис, Юрий Альберт, Вадим Захаров, Эдуард Гороховский, Виктор Пивоваров, Леонид Соков, Франциско Инфанте, Иосиф Бакштейн, группы «Мухоморы» и «Медицинская герменевтика».

Клаус Бизенбах
Директор Центра современного искусства P.S.1, филиала Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA). В 2006 году возглавил только что созданный медиа-отдел MoMA, который к 2009 году был расширен до отдела медиа и перформанса. В 1991 году Бизенбах основал в Берлине Институт современного искусства KUNST-WERKE BERLIN,
а в 1996 году - Берлинскую биеннале. По сей день он является директором-учредителем обеих институций.

Роберт Сторр
Критик, куратор и художник, декан факультета визуальных искусств Йельского университета, куратор основного проекта Венецианской биеннале 2007 года, руководитель отдела современного искусства МоМА (1990-2002), автор свыше 300 публикаций и журналист таких изданий, как Art in America, ArtForum, ArtPress, New York Times, Washington Post, Village Voice, Art&Design, Interview и других.

Илья Кабаков
Художник, один из лидеров московской концептуальной школы, друг Андрея Монастырского. Его работы показывались в таких крупных культурных институциях,
как Музей современного искусства (МоМА, Нью-Йорк), музей Hirshhorn (Вашингтон), музей Stedelijk (Амстердам), на Documenta 9 (Кассель) и Биеннале Whitney (Нью-Йорк);
в 1993 году Илья и Эмилия Кабаковы представляли Россию на 45-й Венецианской биеннале с инсталляцией «Красный павильон». Илья Кабаков - обладатель множества наград, в том числе Премии Оскара Кокошки (Австрия), звания Кавалера искусств и словесности (Франция), Премии Йозефа Бойса (Швейцария), Премии Макса Бекмана (Германия), почётного диплома Венецианской биеннале и многих других.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»