Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Российский аукционный дом планирует изменить отечественный антикварный рынок

Российский аукционный дом планирует изменить отечественный антикварный рынок

24 ноября в Петербурге, в Георгиевском зале Михайловского (Инженерного) замка прошла пресс-конференция Российского аукционного дома, посвященного предстоящему аукциону.

За время существования российского антикварного рынка сложилась устойчивая ситуация, при которой основной торговой площадкой, на которой работают как российские, так и зарубежные аукционные дома, стала Москва. Достаточно вспомнить постоянно проводящие торги «Гелос», «Галерею Леонида Шишкина», «Совком», «Магнум Арс», а также работавшие некоторое время в этой сфере «Русскую галерею искусств» и «Арт-Союз». Такое положение вещей выглядит вполне логичным, поскольку именно в Москве традиционно сосредоточена наиболее платежеспособная и активная потенциальная аудитория антикварных аукционов. Петербург же воспринимался как площадка для преимущественно галерейной торговли и как источник, из которого пополняется товарами московский антикварный рынок.

Однако осень этого года, отмеченная оживлением аукционной активности в Петербурге, возможно, изменит ситуацию: в ноябре состоялся аукцион галереи «Русские сезоны», а 9 декабря должен состояться первый аукцион Российского аукционного дома (РАД).

Коллекция, собранная специалистами и экспертами, привлеченными РАД, достаточно объемна и традиционна по содержанию для аукциона, ориентированного на коллекционеров русского искусства. В каталоге представлены 154 лота, из которых 59 лотов - это живопись и 95 лотов - произведения декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи охватывает период с конца 19 века и до наших дней. Среди топ-лотов «живописного» раздела организаторы аукциона называют «Штиль» Айвазовского (эстимейт 24 - 27 млн. руб.), а также полотно Николая Дубовского «Землекопы. Строительство железной дороги», настолько реалистично отражающее труд строителей, что даже заслужило одобрительный отзыв Льва Толстого (эстимейт 9 - 12 млн. руб.).

Вниманию покупателей предложен «Портрет крестьянской девочки» Федота Сычкова, этюд «Нижегородский Кремль» Константина Юона, ранняя работа «Домик в саду» Льва Лагорио. Любителей печатной графики может заинтересовать коллекция из 12 литографий «Вид Ленинграда» Остроумовой-Лебедевой, созданных в 1920-1950-е годы. Поклонники творчества классика московского концептуализма Ильи Кабакова могут приобрести его иллюстрацию к книге Маршака «Дом, который построил Джек» (1967 г., эстимейт 150 - 210 тыс. руб.).

Раздел декоративно-прикладного искусства представлен традиционно пользующимися популярностью иконами конца XIX - начала XX века, в серебряных окладах работы известных русских мастеров, украшенных эмалью, драгоценными и полудрагоценными камнями, а также разнообразной серебряной утварью, богато украшенной расписной эмалью.
Среди наиболее интересных лотов можно назвать центральную часть складня-триптиха «Сошествие Святого Духа на апостолов» (живопись - Палех, оправа из дерева, оформление - серебро, полудрагоценные камни. Мастерская Хлебникова в Москве), эстимейт 6 - млн. руб. Несколько лотов интересны не только своими художественными достоинствами, но и историей, поскольку связаны с судьбами членов императорского дома России: колье с лунным камнем (мастерская Фаберже, 360 - 450 тыс. руб.), изготовленное по заказу Великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II; печать императрицы Марии Федоровны (супруги Александра III), эстимейт 300-360 тыс. руб.; браслет Великой княгини Ксении Александровны с датой рождения ее сына Андрея (звенья в виде цифр, эстимейт 1 200 - 1 500 тыс. руб.).

Российский аукционный дом заявил о планах проводить аукционы два раза в год - в декабре и в апреле. На пресс-конференции представители РАД сообщили, что и в дальнейшем аукционы будут проводиться именно в Петербурге, кроме того, аукционный дом не собирается ограничивать свою деятельность только русским искусством и рассматривает возможность расширения географии коллекций, выставляемых на торги.

Появление нового игрока на поле аукционной торговли антиквариатом можно только приветствовать, поэтому основной вопрос, активно обсуждавшийся на предаукционной выставке, был следующим: «где новый аукционный дом намерен находить товар для формирования коллекций?». Не секрет, что внутрироссийские запасы антиквариата сильно истощены за 20 лет активной работы антикварного рынка. Большинство действительно значимых вещей прочно осело в коллекциях и на рынок не выходит. В какой-то степени внутрироссийский рынок пополняется за счет покупок, совершающихся на европейских аукционах, однако приобретенные вещи далеко не всегда ввозятся в Россию.

В этой связи крайне интересен комментарий Генерального директор ОАО «Российский аукционный дом» Андрея Степаненко, который заявил, что: «Пользуясь влиянием своих учредителей, российский аукционный дом будет лоббировать создание необходимой нормативной базы, которая будет регулировать легальный оборот предметов искусства, вопросы ввоза и вывоза - то, что более всего тормозит развитие предметов искусства в России». Если учесть, что РАД был создан постановлением Правительства России (19.08.2009), а основными акционерами РАД выступили Сбербанк России и Фонд имущества Санкт-Петербурга (крупнейшая региональная аукционная площадка по продаже государственного имущества), то можно предположить, что заявка на изменение ситуации на антикварном рынке России сделана серьезная.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»