Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Графика прерафаэлитов в Москве

Графика прерафаэлитов в Москве

С 12 ноября по 14 декабря 2010 года в палатах Старого Английского Двора, в рамках выставки графических работ британского художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса, экспонируется редкая гравюра Обри Бердслея к первому английскому изданию «Саломеи» Оскара Уайльда. Выставка организована галереей InArtis.

Куратор выставки и генеральный директор галереи InArtis Лев Платонов ответил на вопросы Инны Пуликовой (журнал «Русское искусство»)

Инна Пуликова: Галерея InАrtis открыла выставку графики прерафаэлитов. Почему выбор пал именно на этих художников, ведь искусство прерафаэлитов в нашей стране мало известно широкой публике? И чем Вы можете объяснить такого рода «непопулярность»?
Лев Платонов: Творчество прерафаэлитов оказало существенное влияние на развитие европейской живописи. К сожалению, в России они не так известны, как, например, импрессионисты или сюрреалисты. Я думаю, что причиной этого стала их стилистика: работы прерафаэлитов выглядят недостаточно классически в глазах любителей старого искусства, при этом они недостаточно современны для поклонников авангарда. Выставки, подобные нашей, важны тем, что они открывают для российской аудитории стили и направления, которым обычно уделяется незаслуженно мало внимания. Братство прерафаэлитов первым декларировало отказ от академических стандартов, сформировало уникальный стиль, который получил широкое развитие, как в живописи, так и в дизайне. Это - важная часть мировой культуры, с которой обязательно должен ознакомиться каждый, кто интересуется искусством.

И.П. Это авангардистское течение, но со всем нам известным «русским авангардом» нет ничего общего. Чем именно примечательны прерафаэлиты?
Л.П. Каждое авангардистское течение отражает дух своего времени. Для середины девятнадцатого века прерафаэлиты были чрезвычайно новаторским направлением. Они противопоставили свое творчество тем канонам и условностям, которые в то время были общепризнанным стандартом. Прерафаэлиты совершили настоящую революцию, заставив общество по-новому взглянуть на живопись и признать право художника на индивидуальное, независимое самовыражение. В этом и заключается важность той роли, которую сыграло Братство прерафаэлитов в развитии британской и мировой культуры.

И.П. С чем связано образование «Братства прерафаэлитов»? Было ли это продиктовано тем, что художники находились в оппозиции существующим нормам и традициям? Была ли какая-то идеология у братства?
Л.П. Образование Братства прерафаэлитов было в первую очередь связано с кризисом, которое переживало общество и культура в середине 19 века. Стихи Байрона и живопись Тёрнера показали, что классические стандарты устарели, однако, новаторские идеи все равно оставались уделом бунтарей-одиночек. Молодые художники устали от однообразия техник и сюжетов академической школы, и выходом стал поиск новых путей развития, вдохновения для которого они нашли в искреннем и ярком стиле раннего Возрождения.

И.П. На выставке представлены иллюстрации к изданию «История Купидона и Психеи». Но ведь само издание было напечатано лишь в 70-е года ХХ века. С чем связана такая задержка? Почему книгу считали утерянной?
Л.П. Утерянными считались те печатные формы, которые Моррис вырезал по эскизам, созданным Бёрн-Джонсом. Книга не была напечатана по финансовым соображениям, ведь Kelmscott Press являлось коммерческим предприятием, существовавшим по объективным законам экономики. Но сам проект с «Историей Купидона и Психеи» был широко известен, и обнаружение этих клише в архивах Лондонского антикварного общества стало настоящей сенсацией для всех знатоков британской графики. Гравюры решено было напечатать, и в 1974 году Уилл и Себастьян Картеры выпустили ограниченный тираж иллюстраций к «Истории Купидона и Психеи» в соответствии со всеми стандартами Kelmscott Press. Как сказал мне Себастьян Картер, «я абсолютно уверен, что Моррис полностью одобрил бы нашу работу».

И.П. Моррис создал издательство Kelmscott Press. Что отличало его от других издательств, уже существовавших в то время?
Л.П. Появление этого издательство было ответом Морриса на механизацию типографского процесса, которая превратило книгу из предмета искусства в предмет массового потребления. Книга - это не только текст, но и та форма, в которой этот текст запечатлен. Моррис считал, что идея книги как культурного явления начала обесцениваться, качество печати упало, и это повлияло на отношения читателя к литературе. Книга должна вызывать уважение, а чтение должно заключаться не только в считывании текстовой информации, но и в получение эстетического удовольствия от этого процесса. Поэтому, книги издательства Kelmscott Press печатались на бумаге ручной работы, переплетались в лучшую кожу, а шрифты и иллюстрации создавались известнейшими художниками викторианской Англии.

И.П. Как повлияли основные принципы работы Kelmscott Press на сегодняшнее книгопечатание и дизайн?
Л.П. Моррис показал, что массовое производство не вытеснит из книгопечатания эстетику и индивидуальный подход к созданию книг. Он указал на важность подбора шрифтов, качества иллюстраций, соответствия содержания книги её форме. Эти идея до сих пор вдохновляют книжных дизайнеров на создание красивых и нестандартных решений для современной полиграфии.

И.П. Гравюры, представленные на выставке, выставлялись где-либо еще? В чем их уникальность?
Л.П. В рамках нашей выставки мы впервые представляем эти гравюры вниманию российской аудитории. При этом, работы Бёрн-Джона исключительно редко экспонируются в Москве, так что эта выставка интересна вдвойне.

И.П. В рамках выставки Вы представили гравюру Обри Бердслея. Как творчество этого художника связано с работой Берн-Джонса и Морриса?
Л.П. Бердслей - один из ярких примеров развития идей прерафаэлитов. Наибольшее влияние на его творчество оказали мастера японской гравюры, а также английские художники Уистлер и Берн-Джонс. В гравюрах этого известнейшего графика эпохи модерна присутствуют характерные черты стиля Берн-Джонса, переосмысленные самым новаторским образом. Работа Бердслея, представленная на выставке, лучше всего демонстрирует преемственность в искусстве 19 века, изменения художественной стилистики в соответствии с изменениями в общественном сознании.

И.П. Это гравюра к «Саломее» О. Уайлда иллюстрирует конкретную сцену из произведения?
Л.П. Нет, это одна из тех гравюр, которые Бердслей решил, по его же собственным словам, сделать просто «для красоты». Этой сцены в пьесе нет, но сама работа полностью соответствует декадентской и причудливой стилистике уальдовского текста.

И.П. Планирует ли галерея продолжать выставлять британских художников? Какие выставочные планы на ближайшее время?
Л.П. Ближайшее время мы не планируем делать специализированных выставок искусства Британии. В рамках нашей «викторианской» серии мы уже экспонировали работы Тенниела, а теперь привезли гравюры Морриса и Бёрн-Джонса. Мы хотим знакомить наших гостей с самыми разными образцами мировой графики, и следующим мероприятием нашей галереи будет выставка сюрреалистов, на которой будут представлены все известные мастера этого направления, от «протосюрреалиста» Джорджо Де Кирико до Роберто Матты и Рене Магритта.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»