Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Сотканный мир египетских христиан». Коптские ткани III-XII веков

«Сотканный мир египетских христиан». Коптские ткани III-XII веков

21 декабря 2010 - 20 февраля 2011
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка,12

С 21 декабря по 20 февраля 2011 в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка «Сотканный мир египетских христиан».
На выставке впервые будут представлены памятники из коллекции коптских тканей, поступивших в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1946 году из послевоенной Германии. Ранее они хранились в собраниях Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге.
Коптский текстиль является уникальным источником, содержащим важную информацию о бытовании тканей и той значительной роли, которую они играли в позднеантичном и средневековом Египте. Большинство тканей было найдено в погребениях, где они хорошо сохранились благодаря сухому климату и песчаной почве. Назначение сотканных изделий разнообразно. Главным образом это льняные одежды и предметы домашнего обихода - занавесы, покрывала, ковры, скатерти, салфетки, чехлы для подушек, а также церковные завесы и алтарные покровы. Все они были украшены орнаментальными вставками, как правило, выполненными льняными и шерстяными нитями в традиционной для коптов гобеленовой технике. Именно такие вставки привлекали особое внимание собирателей со времени первых открытий коптских памятников в 1880-е годы. Часто их вырезали из изделий, чтобы продать по отдельности, и в таком виде они попадали в частные и музейные коллекции. Поэтому целиком сохранившиеся памятники встречаются в них гораздо реже, чем отдельных фрагменты..
Коптский текстиль датируют III-XII веками и выделяют три периода: позднеантичный (раннехристианский), ранневизантийский и исламский. После завоевания Египта арабами в середине VII века христианство не прекратило своего существования; христианские памятники продолжали создаваться вплоть до XII века. И только в середине XIII века насильственная массовая исламизация населения привела к заметному упадку христианской культуры и искусства.
Коптский текстиль является своеобразной «энциклопедией» мотивов, образов, а также орнаментов, имеющих древнеегипетское, греко-римское, а также ближневосточное происхождение. В позднеантичном и христианском искусстве особое внимание уделялось темам благоденствия, удачливой человеческой судьбы, циклического обновления природы и возрождения. В связи с этим на тканях часто появляются персонификации земли, воды, месяцев, сезонов и так называемые «нильские сцены»; близкими им по значению являются изображения охоты, отдельные образы всадников-охотников и мотив «населенной лозы» с фигурами бегущих животных.
Важное место среди ранних изображений занимали также образы и сюжеты, заимствованные из греко-римской мифологии и литературы. В них христиане видели глубокий символический подтекст, который позволял воспринимать древние мифологические сюжеты в качестве прообразов Новозаветной истории. Особое значение в эллинистическом Египте приобрел культ умирающего и воскресающего бога Диониса, выступавшего гарантом плодородия и даровавшего спасение; этим он уподоблялся Осирису, а в христианский период Христу.
В IV-V веках на тканях появляются новые, христианские символы и сюжеты, количество которых возрастает в VI-VIII веках. В этот период в коптском текстиле, как и во всем византийском искусстве, находят отражение идеи и образы, соответствующие новым духовным ценностям. Крест и Хризма (монограмма имени Христа) считались главными христианскими символами защиты и спасения. Особый вид креста с петлей являлся заимствованием древнеегипетского иероглифа «анх» - «жизнь». Христианские сюжеты в коптском текстиле представлены сценами из Ветхого и Нового Заветов. Наибольшей популярностью в Египте пользовался цикл с эпизодами «Истории патриарха Иосифа», многие из которых воспринимались как прообраз земной жизни Христа. Eвангельским сценам в целом, подобно амулетам, приписывали охранительные свойства.
В первые годы правления арабского Халифата в текстильном производстве не наблюдалось значительных изменений. В ткацких мастерских под государственным контролем по-прежнему работали опытные и искусные ткачи-копты. При Аббасидах (750-1258) коптское искусство начинает испытывать все возрастающее влияние исламского искусства, тяготевшего к абстракции. Особенно важным новшеством, привнесенным исламом в украшение тканей, стало применение арабских надписей, выполненных шелковой вышивкой или вытканных в гобеленовой технике. Украшенная таким образом ткань или одежда называлась «тирāз». При Фатимидах (969-1171), которые были шиитами (шииты, в отличие от суннитов, допускали изображения живых существ), ткани начинают украшать широкими цветными гобеленовыми полосами с миниатюрными стилизованными фигурками животных и птиц, которые сочетались с надписями. В таких орнаментах изображения животных превращаются в чисто декоративные элементы. После периода правления Фатимидов традиция гобеленового ткачества исчезает. Новая мода проникает в Египет при Айюбидах, султанах курдского происхождения (1171-1250), а затем Мамлюках, тюрках (1250-1382), и приносит с собой материалы, техники и орнаменты, известные, главным образом, в Восточной и Центральной Азии.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»