Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Елизавета Петровна и Москва

Елизавета Петровна и Москва

10 декабря 2010 - 27 марта 2011
Государственная Третьяковская галерея
Инженерный корпус, 2-й и 3-й этажи, Лаврушинский, 12

Крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва» (1997), «Петр Великий и Москва» (1998)). Яркая масштабная экспозиция включает около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни Елизаветы Петровны и ее окружения, связанные с Первопрестольной, на широком фоне московского быта середины XVIII века.
«Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Продолжая вековую традицию русских государей, императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.
Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны - публичные и тайные - связаны с Москвой. Она неоднократно посещала Первопрестольную, в том числе, в период коронации Екатерины I (1724), во время собственных коронационных торжеств (весна 1742), празднования годовщины подписания «вечного мира» со Швецией (1744). Согласно легенде, в 1742 году в сельской церкви в Перове состоялось венчание Елизаветы Петровны с графом А.Г.Разумовским.
В годы правления Елизаветы Петровны (1741-1761) многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 году был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия предпринимались для упорядочивания московской застройки, благоустройства городской структуры и поддержания в ней порядка.

Подготовка проекта длилась около трех лет. Была проведена большая исследовательская работа. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы». Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивный материал, поступившие из Государственного Исторического музея; Государственного Русского музея; Российского государственного архива древних актов; Музея архитектуры им. А.В.Щусева; Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века».

Значительное внимание в экспозиции уделено иконографии Елизаветы Петровны. Портретные изображения императрицы, выполненные в разных материалах и техниках, дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле в XVIII веке.
Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684-1754). Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ). Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Л.Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И.Я.Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743; ГТГ).
Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719-1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ). Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г.Х.Гроотом в духе рококо.
Третьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г.Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П.Ротари и портрет, приписываемый Л.Токе. Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 году и только что отреставрированный «Портрет князя М.Н.Волконского» (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ).
Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Однако ее платья почти не сохранились - «драгоценные» ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции - платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. А.В.Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А.П.Сумароков) - усадьбы Коломенское.
Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами, письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.

К выставке издан фундаментальный богато иллюстрированный каталог, имеющий самостоятельную научную ценность. Впервые собрана и опубликована хроника жизни императрицы в Москве, а также изданный ею свод «московских указов».
Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, тематические концерты (расписание и подробности на сайте www.tretyakov.ru).
В рамках программы при поддержке AVC Charity Foundation и Андрея Валерьевича Чеглакова опубликована детская книга «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве» (автор - куратор выставки, зав. отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Л.Маркина; художник - В.Ермолаев), способная увлечь даже ребенка судьбой императрицы, бытом и нравами далекой исторической эпохи.

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»