Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

IV Бьеннале классического абстракционизма «Новый век»

IV Бьеннале классического абстракционизма «Новый век»

C 3 августа 2011

Севастопольский художественный музей им. Крошицкого

В современном искусстве две основные тенденции, два полюса: одержимость новизной и отрицание новизны. Если приверженцы первой группы постоянно заняты поиском новых видов искусства, художественных методов, техник и, главное, идей, то для второй группы время словно остановилось. Последние признают искусство старых мастеров, для которых реализация художественного образа была не менее важна, чем ее поиск и сама идея.
Получилось так, что абстракционизм, как направление, прошел по «водоразделу» этих тенденций. Абстракционисты были достаточно революционно настроены, чтобы отрицать искусство прошлого (особенно в первое десятилетие после возникновения направления). Но они еще не отказались от пластического искусства: они абстрагируются от предмета и призывают к этому зрителя. Но делают это на двухмерной плоскости листа (холста), или в «многомерной» поверхности скульптуры. Для «новаторов» художники-беспредметники занимаются искусством «старого образца», все чаще их называют «ремесленниками». Тогда как сами «новаторы» ударяются в чисто интеллектуальные концепции, все меньше уделяя внимание «материализации» своих идей. Для сторонников же классического искусства в широком понимании формализм и отсутствие привычного подобия натуре (пресловутое «и я так смогу») у абстракционистов ставит под вопрос их принадлежность к творческому «цеху».
Абстракционизм можно назвать искусством пограничных состояний. Как в общей истории, так и в большинстве самих произведений можно проследить этот хрупкий баланс между старым и новым, классикой и модернизмом. И этот баланс надо хранить, независимо от тех бурь, что бушуют как во внешнем, так и во внутреннем мире.


Итак, что же новенького на нынешней Бьеннале? Участники, география проекта, количество залов, количество работ, качество работ? Кроме небольших колебаний (порой в сторону увеличения, порой и в сторону уменьшения), все эти условия от бьеннале к бьеннале остаются почти неизменными. Инициатором и организатором проекта по-прежнему является творческий союз «Академия абстракционизма», а члены этой организации - постоянными участниками. Меняется состав художников из Киева и Москвы. Заслуженный художник России Кулинич А.В. из Москвы уже в третий раз экспонирует на Бьеннале произведения созданные в период с 1968 по 1973год. Эти произведения времени интенсивных поисков автора в сфере абстрактного искусства. Проект привлекает и внимание европейских коллег - пока в экспозиции представлен только один художник из Кельна. Три его работы подарены Севастопольскому художественному музею. Многие художники создают целые проекты в рамках Бьеннале: В.Н. Кукарских, художник и коллекционер из Алушты, представил свой проект «Таиланд». Три художника из разных уголков Крыма создали реплики на его собственное одноименное произведение, экспонировавшееся на выставке «100 лет абстракционизма» в залах Художественного музея. Одна композиция, один размер, одна техника, только авторы разные... остальные отличия определяют сами зрители. Другой проект - «Неизбежность квадрата» П.П. Лахтунова хоть и был реализован еще в 1999 году в Москве, актуальности своей не потерял и в настоящее время. Художник-ученый, или ученый художник предлагает ряд вычислений, схем, реализованных графически, для подтверждения высокого значения как для истории, так и для искусства творчества К.С. Малевича. Многие художники этой Биеннале предоставили свои триптихи и диптихи или даже целые циклы работ (В.В. Довгань, Ю.А. Панин, И.А. Домбровская, Ю. Умлауф, Д.В. Лемтюжникова, К.В. Горбунова). Произведения своего кельнского периода, написанные весьма мастерски и даже с долей эстетского снобизма, представил бессменный председатель президиума «Академии абстракционизма» В.А. Бойченко.
«Свежие» картины, наиболее удачные работы последних лет или ретроспективы мэтров абстракционизма 2-ой волны, - все они на Бьеннале демонстрируются впервые. Все они выполнены в традициях «классических» видов искусства: живописи, графики, скульптуры. И являются частью живого процесса: Новый век абстракционизма только начинается... А результаты можно будет обсудить через сто лет!

Данилюк В.С.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»