«Русская икона XV - начала ХХ века» в Риме и Москве
С 3 по 9 сентября 2011 г. наиболее значимые экспонаты предстоящей выставки доступны всем любителям древнерусского искусства в Музее русской иконы.
Тема мероприятия: • Представление выставки «Русская икона XV - начала ХХ века» (Москва, Музей русской иконы - Рим, Национальный музей Кастель Сант Анджело) - одного из самых значительных событий года российской культуры и русского языка в Италии и итальянской культуры и итальянского языка в России и первой столь масштабной экспозиции частного российского собрания за рубежом; • Пресс-показ наиболее значимых экспонатов, включенных в экспозицию выставки «Русская икона XV - начала ХХ века». В пресс-конференции принимают участие: • Михаил Юрьевич Абрамов - основатель Музея русской иконы; • Андрей Евгеньевич Бусыгин - заместитель министра культуры РФ • Виктор Васильевич Петраков - и. о. руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура); • Николай Васильевич Задорожный - директор Музея русской иконы; • Ирина Александровна Шалина - заместитель директора по научной работе Музея русской иконы; • Наталья Николаевна Шередега - заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи; • Емануэле ди Лоренцо - советник Итальянского посольства в Москве.
Открывающаяся в Риме, в залах Кастель Сан-Анджело (Castel Sant'Angelo, Замок Святого Ангела) выставка произведений древнерусского искусства из собрания Музея русской иконы - одно из самых значимых событий, проходящих в рамках «перекрестного» года культуры и языка Италии и России. Выставка «Русская икона XV - начала ХХ века» - первая столь представительная экспозиция частного российского собрания за рубежом - пройдет в Риме с 26 сентября 2011 г. по 12 февраля 2012 г. В экспозицию включены более сорока произведений древнерусского искусства. Соорганизаторами выставки являются Национальный музей Кастель Сант-Анджело и Издательский дом ILGIGNO GG EDIZIONI (Италия). С 3 по 9 сентября 2011 г. наиболее значимые экспонаты предстоящей выставки доступны всем любителям древнерусского искусства в Музее русской иконы. После возвращения в Россию выставка в полном объеме будет представлена в Москве. Невозможно переоценить значение деятельности российских частных собирателей и меценатов, благодаря которым сформировались представления об исключительной духовной значимости и эстетической ценности русской иконы, и благодаря усилиям которых икона заняла достойное место в истории мирового искусства. Без сложившихся в эпоху Серебряного века знаменитых коллекций икон И.С. Остроухова, С.П. Рябушинского, А.В. Морозова, Н.П. Лихачева, П.М. Третьякова и многих других не было бы государственных собраний Третьяковской галереи, Русского музея и других отечественных хранилищ русской средневековой живописи. После 1917 года традиция коллекционирования иконописи была практически уничтожена, и только в конце ХХ столетия в России стало возможным формирование новых частных коллекций иконописи, экспонаты которых теперь активно участвуют во всех выставочных проектах наравне с памятниками крупнейших музеев. Однако реальным статусом общедоступного и открытого обладает в настоящее время только собрание Михаила Абрамова, впервые в истории частного коллекционирования в России создавшего в центре Москвы музей, ставший хорошо известным, благодаря высокому уровню собранных здесь памятников, прекрасной экспозиции и целому ряду художественно-выставочных проектов. Сейчас Музей русской иконы представляет свою коллекцию любителям искусства за рубежом. Среди шедевров русской иконописи, которые увидят посетители выставки в Риме и в Москве - икона «Богоматерь Одигитрия (Грузинская)», созданная в Новгороде в конце XV века, одна из самых древних из дошедших до нас икон этой иконографии; икона «Преображение» (Псков) из праздничного чина, созданная в конце 1530-х - начале 1540-х гг., в период последнего расцвета иконописи Пскова; Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи», композиционно близка с московскими иконами 1560-80-х гг., что позволяет подтвердить их сходное происхождение. Высокий уровень исполнения письма позволяют связать этот образ с работой одного из придворных мастеров, работавших над украшением храмов Московского Кремля. Этому не противоречит и драгоценный оклад иконы, выполненный московскими серебряниками времени Михаила Федоровича (вторая четверть XVII в.), и состоящий из позолоченных серебряных пластин с густым растительным орнаментом, получившим название «фряжские (итальянские) травы»; Большая храмовая икона «Святой Федор Стратилат и мученица Ирина, с преподобной Феодосией на полях» (1580 - 90-е гг., Москва), - это единственный дошедший до нас иконный образ небесных покровителей царственной семьи (царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой). Икона, скорее всего, предназначалась для одного из царских храмов, что подтверждается безукоризненной техникой исполнения живописи, явно принадлежащей руке придворного иконописца. Выдающееся место в искусстве годуновской эпохи подчеркивает и редкая для древних икон прекрасная сохранность живописи; Икона выносная двусторонняя «Богоматерь Знамение - Преподобный Варлаам Пинежский и праведный Георгий Шенкурский» (1630-1640-е гг., Поважье). Образ Богородицы соединяется в данном случае с изображениями святых покровителей храма, размещенными на обороте. Икона представляет собой самый ранний и уникальный пример чрезвычайно редко встречающихся изображений северных подвижников первой половины XV в. - преподобного Варлаама Пинежского и праведного Георгия Шенкурского. Объединение фигур чудотворцев в одном образе, вероятнее всего, связано с их местным почитанием, не выходившим за пределы Важской и Холмогорской епархий; Икона «Чудо Архангела Михаила в Хонех» (1630-1640-е гг., Ярославль) восходит к храмовому образу 1630-х гг. знаменитого Чудова монастыря в Московском Кремле и близка по композиции с ярославским храмовым образом первой трети XVII в. Создание этих памятников приходится на время правления первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645), почитавшего своего небесного покровителя - архангела Михаила; Икона «Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому» (вторая четверть - середина XVII в., Москва). Свирский пустынник - единственный среди всех православных святых, который, подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, удостоился явления Бога в виде трех ангелов, что не могло не получить широкого отражения в русской иконографии. Создание образа приходится на время очередного периода прославления в Москве чудотворца, нетленные мощи которого были в 1641 г. обретены, а в 1644 г. переложены в новую серебряную раку, созданную кремлевскими мастерами и пожертвованную в монастырь царем Михаилом Феодоровичем; Иконографической особенностью «Богоявления» (последняя треть XVII в., Псков) является уникальная деталь - изображение свернутого свитка в левой руке Христа. В сюжете Крещения свиток иногда присутствует как атрибут Иоанна Предтечи, но встречается в основном в псковских иконах. Переданный Спасителю свиток выражает передачу Божественного дара учительства от Ветхого Завета Новому. Этот символический мотив Божественного слова здесь обозначает и начало проповеди Христа, его выход на общественное служение после Крещения; Икона «Преподобный Нифонт Кипрский и праведный Артемий Веркольский» (конец XVII в., Соликамск (?)) является уникальным примером совмещения изображений праведного Артемия Веркольского и преподобного Нифонта Кипрского на крупной по размеру иконе, что, вероятно, связано с посвящением в их честь храма или придела. Праведного Артемия Веркольского, погибшего в двенадцать лет от удара молнии, односельчане не пожелали предать земле, сочтя внезапную кончину наказанием за тайные грехи. Спустя годы мощи отрока были обретены нетленными, были перенесены на церковную паперть и прославились многочисленными чудесами. Преподобный Нифонт, епископ города Констанца на Кипре (IV в.), получил особый дар различать происки бесов, которые усматривал, в частности, в скоморошестве, чья природа основана на буйстве, плясках и веселье, идущих от лукавого. Особенно актуальным житие преподобного Нифонта оказалось на Руси в XVII столетии, во времена активных гонений на бродячих музыкантов и актеров, в общественном сознании подчас ассоциировавшихся с образами служителей дьявола. Не случайно на свитке, который держит святой, помещена надпись, проклинающая приспешников дьявола - скоморохов; В основу иконографии «Бичевания Христа» (вторая четверть XVIII в., Иркутск) легли рисунки Мартена де Воса, созданные в Антверпене в середине 1580-х годов, которые иллюстрировали Библию Пискатора, пользовавшуюся особой популярностью среди иконописцев. Художественные особенности живописи свидетельствуют о создании памятника в провинциальной среде под влиянием распространившегося в это время стиля барокко; Икона «Архангел Гавриил» (третья четверть XVIII века, поля XIX в., Архангельские земли) принадлежит одному из элементов храмовой декорации, которая продолжает древнюю византийскую традицию размещения изображений ангелов по сторонам от храмового входа. Справа от церковных дверей располагали образ ангела, записывающего в свиток имена и добрые дела всех людей, входящих в церковь. Изображенный в соответствии с этой традицией, архангел Гавриил пером записывает слова в лежащем на коленях развернутом свитке: «Аггелъ Господень записует имена входящих в церковь Господню». По другую сторону от входа помещалось изображение ангела в воинских одеждах с мечом и свитком с предостерегающей надписью. Его отождествляли с архангелом Михаилом и воспринимали как хранителя церковных врат, который «усекает» грехи людей и защищает храм от сил зла; На лицевой стороне выносного креста (последняя треть XVIII в., Поморье) представлено Распятие, являющее образ искупительной крестной смерти. Изображенные на оборотной стороне чтимые византийские и русские святые выражают идею поклонения триумфальному образу Спаса Нерукотворного, а также заступничества за род людской, не случайно центральное место в средокрестии занимает главный народный заступник - святитель Николай Мирликийский. Почитание всех представленных святых связано с северными регионами России. Профессионально исполненная живопись свидетельствует о создании креста в крупной иконописной мастерской, возможно, расположенной в одном из центров Поморья; Преподобный Нил Столобенский (икона конца XVIII в., Осташков (?)) образ которого запечатлен на иконе, прославился суровой отшельнической жизнью на необитаемом острове Столобный, расположенном посреди озера Селигер. После кончины преподобного в 1555 году над его могилой была устроена гробница, а ближе к концу XVI столетия возведен деревянный храм в честь Богоявления Господня. Вскоре на острове возник Богоявленский монастырь, иначе называемый Ниловой пустынью. Во время сооружения на месте прежнего деревянного - каменного собора 27 мая 1667 г. были обретены святые мощи преподобного, что стало началом его глубокого почитания.
Справка Музей русской иконы создан по инициативе мецената и предпринимателя Михаила Юрьевича Абрамова и в настоящее время является самым крупным частным собранием памятников восточнохристианской культуры. Коллекция музея формировалась с начала 2000-х гг. и на сегодняшний день включает почти 4 000 памятников древнерусского и восточнохристианского искусства (в том числе более 700 русских икон). Музей русской иконы был открыт в 2006 году. Коллекция музея была представлена в Государственной Третьяковской галерее (выставка «Возвращенное достояние», 2008 г.), в ГМИИ им. А.С. Пушкина (выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний», 2009 г.), в залах других музеев Москвы, а также на зарубежных выставках. Важнейшее место в собрании музея занимают древние иконы XIV-XVII веков, созданные в крупнейших иконописных центрах Руси. Музей обладает редчайшей коллекцией предметов византийского прикладного искусства VI-XIV веков, уникальным собранием эфиопского искусства. Сайт музея: www.russikona.ru
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|