Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«И свет у каждого лица»

«И свет у каждого лица»

Алла Липницкая - поэтесса, художница. Родилась в 1949 году в Украине (г. Сумы). Много лет работала в Сумском художественном музее. С 1995 года живёт в Израиле. Автор пяти поэтических сборников, изданных в Украине, России, Израиле. Пишет прозу. В Украине и Израиле состоялось восемь персональных выставок её работ, также участница групповых выставок.
Работы находятся в Сумском художественном музее и в частных коллекциях разных стран.
По её живописи поставлен спектакль в Челябинском театре современного танца. Многие стихи Аллы Липницкой положены на музыку.

27 сентября этого года состоялся вечер Аллы Липницкой в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына. Алла представляла свои сборники стихов. Чтение поэзии сопровождалось показом слайдов с её художественных произведений. Демонстрировался фильм, снятый в родном городе Аллы Сумах, где она побывала после 16 лет жизни в Израиле.
Аллу приветствовал композитор Александр Журбин, рассказавший о степени родства с виновницей торжества, о её ранней творческой даровитости. Композитор исполнил фрагмент из своего нового оперного сочинения.
О давних профессиональных контактах с Аллой, которая долгие годы работала в Сумском художественном музее в отделе Востока, рассказала первый зам. ген. директора Гос. музея Востока в Москве Татьяна Христофоровна Метакса.
Свой перевод на украинский язык стихотворения поэта «Хутор Хомине» прочел литератор, зам. директора Библиотеки украинской литературы Виталий Григорьевич Крикуненко.
Художественно-поэтический рассказ Аллы Липницкой «Анка» в большим вкусом прочла пиар-директор театра «Русская опера» Марина Бьёрнсгорд.
Профессиональный панегирик живописи Аллы произнесла художник и искусствовед Людмила Григорьева-Семятицкая.
О творческой дружбе и совместном художественном проекте А.Липницкой и Музея-усадьбы «Архангельское», где сейчас экспонируется 32 её работы маслом, рассказал вед. научный сотрудник музея Борис Носонович Щедринский. Он восторженно проанализировал и поэтическое творчество Аллы.
Вела вечер вед. научный сотрудник и хранитель изобразительного искусства ДРЗ им. Солженицына Наталья Павловна Белевцева, которая поблагодарила Аллу Липницкую за её творчество, в котором соединяются малые твари и Вселенная, душа человека и душа мира, за благотворное влияние его полнотой любви и приятием жизни.


«Аллу Липницкую трудно уловить в сети однозначных определений, заключить её многоликую и многоголосую музу в тесные ячейки привычных формулировок. Но есть среди её муз - неразлучных сестёр одна, самая старшая, - муза припоминания, потому что вся живо-слово-ритмопись Аллы Липницкой - это и есть всего лишь припоминание уже знаемого - вспоминание глубин Истории, Жизни, Природы и Любви» (Тамара Борисова).

«Анализ творчества Аллы Липницкой позволяет сделать два важнейших вывода. Во-первых, любовь является для неё безусловным и высочайшим качеством человека и космоса. Во-вторых, её сознанию явно тесно в рамках одного или даже нескольких эгрегоров, религиозных конфессий или художественных концепций» (Владимир Цитович).

Московский проект позволяет проследить неразрывную взаимодополняющую связь живописи и стихов Аллы Липницкой, написанных в разное время и в разных странах, отражая драматическую попытку человека на протяжении одной жизни пережить и воплотить невыразимую красоту и хрупкость Земли.

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ АЛЛЫ ЛИПНИЦКОЙ

15 сентября - 15 октября 2011 

Восточная часть ансамбля Государственного музея-усадьбы «Архангельское» -  «Колоннада».

На выставке представлены работы, написанные с начала 1990-х по 2011 год, в которых материализовавшаяся «весть с неба» запечатлена в свойственной художнице импровизационной манере с повышенной экспрессией цвета.

ПОПУГАЙ, УЛЕТЕВШИЙ ИЗ КЛЕТКИ

С детства её сны были насыщены событиями и красками, они как бы представляли другую жизнь. В них всегда было ожидание вести с неба. Позднее сны (и шире - вся сфера подсознательного и бессознательного) давали пищу и для поэзии, и для живописи.
Второй источник творчества А.Липницкой - природа в её незамутненном виде, отфильтрованная от всего насильственного и привнесенного извне. Эта мечта о природе воплотилась в реальных ее уголках - Зеленый Гай вблизи Сум, Кавказские горы. В Израиле у неё тоже есть любимые места - Тель-Авив, Мертвое море. Впрочем, есть подозрение, что дом А.Липницкой - это Земля, и в любом её уголке она найдет вдохновение для своего творчества.
Третий компонент - это невероятный интерес к людям, причем интерес активный, сострадательный.
Еще одним источником явились культура и искусство (поэзия - в частности, русская, китайская и японская, мировые мифология, религия, философия).
Ещё в Украине она начала осваивать масляную живопись на холсте. В израильский период творчества холст и масло стали излюбленной техникой А.Липницкой, что способствовало достижению большей материальности и иллюзионистичности образов. Само чувство становится более сгущенным и светоносным, и это непосредственно отражается в живописи.
Вот та жизненная канва, на которую ложится творчество Аллы Липницкой.
Определяющим для ее творчества является противоречивое, на первый взгляд, сочетание жажды познания с агностическим философским кредо. Знак этой жажды мы встречаем и в картине «Адам и Ева», где не случайно в геометрическом и смысловом центре композиции оказывается яблоко с древа познания. В то же время Алла любит цитировать отрывок из «Отдельной реальности» Карлоса Кастанеды: «Мир необъятен. Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не разгадаем его тайну. Поэтому мы должны принимать его таким, как он есть, - чудесной загадкой».
Впрочем, противоречие это во многом кажущееся, ибо, при осознании невозможности познания разумом, речь идет, прежде всего, о практике чувственного познания. Рациональному в своей личности Алла отводит служебную роль: «максимально использовать то малое, что мне отведено». (В этом смысле она часто говорит об «экологической нише индивидуума»).
Чувственное познание предполагает как бы две ступени, этапа: экстатический (выход за пределы себя) и эмпатию («вчувствование» в других существ).
Гуаши и полотна Аллы Липницкой поначалу изумляют. Живописная техника - то мерцающая, то брызжущая светом, смеющаяся и плачущая одновременно. Краски наносятся то широко - кистью, то дробно - пальцами. Она не стремится достичь правдоподобия в передаче форм, более того - намеренно избегает этого. Подобно китайскому или японскому художнику, она живописует не фрагмент мира, но свое чувство, в котором заключен весь мир. Кроме того, Алла передает мир не столько физический, сколько астральный с более высокими планами бытия, в которых с ростом светоносности последовательно уменьшается конкрети-зация форм и образов.
Особое значение для Липницкой имеет пустота и чистота сердца как необходимое условие творчества. Пустота - это непривязанность ко всему эгоистичному и сиюминутному, и в то же время - открытость Высшему. Алле присуще ощущение драгоценности белизны писчего листа или живописного холста. Эта белизна и пустота - воплощение гармонии и совершенства божественного Непроявленного начала, которое легко нарушить равнодушным или невнимательным вмешательством. По словам Аллы, холст для неё - живое существо, она его гладит и ласкает, нанося руками краску. Процесс создания картины сродни любовному переживанию.
Белизна холста всегда присутствует в картинах Липницкой: в большей степени в её «быстрых» произведениях, созданных в технике «alla prima», в меньшей - в многослойных долговременных произведениях, к которым она возвращается неоднократно. Впрочем, даже в самых быстрых картинах Аллы содержится намек на сложность и полупрозрачную многослойность мира. Полупрозрачной и вибрирующей становится сама краска. Это происходит за счет неравномерного продавливания щетинками кисти тонкого слоя сырой краски уже в момент её нанесения. Кроме того, живописная ткань пронизана светоносными отблесками, нитями и контурами - местами с применением белил, часто - за счет продавливания сырого красочного теста черенком кисти до грунта. Этой светоносностью её картины отчасти напоминают иконы на стекле (если их рассматривать на просвет).
Одно из главных выразительных средств в живописи А.Липницкой - колорит, который никогда не является случайным. Построенный то на приглушенных, то на взаимодополняющих ярких, то на сближенных напряженных цветах, он может выражать тонкие оттенки чувства: умиротворенность, экстатическую радость, тревогу или печаль.
Связь со снами в живописи - более непосредственная, более зримая, чем в поэзии. Иногда - это просто живописание снов («Следы в пустыне», «Птицы»), создаваемое за несколько десятков минут. В живописи для Аллы отсутствует мучительное преодоление словесного материала, и в этом смысле живопись для нее - чистая радость, истинное отдохновение. Подсознательные ощущения, как правило, переносятся на картон или холст без предварительного осмысления. Быстрота, непреднамеренность и как бы случайность создания большинства её картин - обманчива: ведь душа не случайна, и она передает истинные цвета и формы, подсмотренные ею в иных мирах.
Живописная манера художницы предельно раскованная, импульсивная - до озорства, до эпатажа. Но сквозь нее проглядывает гармония иных берегов и миров и еще - щемящее чувство невыразимой красоты и краткости человеческой жизни перед лицом вечности.
В живописи пространство гораздо более конкретно и зримо. Миры не смешиваются - но тесно переплетены, находятся в сложном взаимодействии. Обычный пример прорыва одного пространства в другое - голубоватый овал на фоне бурно произрастающего дольнего мира. Иногда это космический глаз или космический вестник - шар, но чаще - тоннель, материнская утроба, место рождения в непостижимый небесный мир.
Художник как ипостась «культурного героя» мифологии является медиатором (посредником) между мирами. Многократно умирая и рождаясь из одного мира в другой, он поддерживает их взаимосуществование и взаимодействие. Обнаженная женская фигура, часто присутствующая в картинах, - некое визави автора - это одновременно антропоморфное олицетворение природы (тогда она дается в природном мире, оплетенная стеблями и ветвями, - «Женщина в городе» и другие работы) и одновременно - воплощение художника-медиатора, парящего между мирами. «Я увидела сверху, как прекрасен и хрупок этот мир, мне было бесконечно жаль его и людей, мне постоянно хочется сообщить им это, предостеречь», - говорит Алла.
В картине «Танец в пространстве» (1993) разметавшиеся в кружении волосы - крылья ангела, женщины или птицы - создают в прозрачности неба земной рельеф - горы, реки, растительность. Подчас изображение представляет собой сложную систему миражей, отражающихся друг в друге. («Ближние и дальние леса», «Окно. Зеленый Гай»).
Если одна сторона творчества А.Липницкой развернута в сторону космического и непознанного, то другая открыта к современникам. В картине «Попугай, улетевший из клетки» (2002) дана метафора освобождения человека от заблуждений и условностей, препятствующих любви и истинному общению между людьми.
Как следствие неиссякаемого оптимизма, отчетливо звучит у А.Липницкой осознание необходимости поиска единомышленников, их совместных усилий. Это путники, искатели, вестники. «Ангел, отдыхающий в пути» (1993) - смертельно уставший, но полный любви к жизни и живущему, припал к дереву, уходящему в небо, рай. Крылья его смешались с листвой. «Ангел поверженный» (1993) взорвался брызгами энергии и света на пересечении истоптанной дороги и дважды отраженного дерева. Наконец, ангел, завершивший земные дела и покидающий землю («Прощание», 1993. Картина написана в течение 20 минут).
Другие работы - «Идущие под ветром и дождем», «Ночная дорога»... Путники как бы летят в пространстве: их телá - на долгой горизонтали земного пути, их души - на вертикали мирового древа - пути восхождения к Богу. Они и во времени между сожалением о прошлом и ожиданием будущего (диптих «Автопортрет двадцатилетней давности», «Будущее» 1992).
«Я вижу свет не только в конце, но и сейчас, каждую минуту. Даже во мраке», - говорит Алла.
Анализ творчества А.Липницкой позволяет сделать два важнейших вывода. Во-первых, любовь является для неё безусловным и высочайшим качеством человека и космоса. Во-вторых, её сознанию явно тесно в рамках одной или даже нескольких художественных концепций.
Искусство А.Липницкой основано на собственном опыте сверхчувственного познания мира, что в сочетании с ее даром любви и бесспорным талантом делают его уникальным явлением в традиционной культуре. С течением времени его понимание другими будет возрастать, и именно такому искусству принадлежит будущее.
Московская выставка, которую можно было бы назвать «Двух отечеств и больше прекрасная несовместимость», позволяет проследить неразрывную взаимодополняющую связь живописных работ Аллы Липницкой, созданных в разное время и в разных странах, отражая драматическую попытку человека на протяжении одной жизни пережить и воплотить невыразимую красоту и хрупкость Земли.

В. Цитович

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»