Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Деревенский натюрморт»

«Деревенский натюрморт»

1 ноября - 4 декабря 2011
«Дом - музей Б.М. Кустодиева»
Филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина

Считается, что осень - время подводить итоги. Время писать натюрморты...Как самостоятельный жанр, натюрморт известен в европейской живописи с 17 столетия, когда великие фламандские и голландские живописцы на своих полотнах представили зрителю мир простых и понятных предметов, через сочетание которых рассказали о человеке, которому они принадлежат, его пристрастиях и привычках, ритме его жизни и эстетическом вкусе. Русские художники, развивая эти идеи, сумели найти свой верный тон, продемонстрировав национальные приоритеты, определяя ведущие художественные ценности в системе культуры.
Астраханский Дом-музей Б.М. Кустодиева на выставке «Деревенский натюрморт» знакомит посетителей с лучшими произведениями отечественных художников в избранной разновидности жанра, собранными и бережно сохраняемыми в фондах АГКГ им. П.М. Догадина. Название выставке дали работы московского живописца Раисы Затуловской из триптиха «Деревенский натюрморт» («Рябинка» и «Снедь»). Написанная широкими, плотными мазками, «вкусная» снедь воплощает главную идею «деревенского натюрморта» - мечту об изобилии, сытости и достатке.
Небольшой выставочный зал вместил всего 14 произведений живописи во временном диапазоне с 1913 по 1969 год (часть работ достаточно велика по размерам). Представлены натюрморты известных русских художников - И.С. Горюшкина - Сорокопудова, И.Э. Грабаря, Л.Н. Веселовского, В. А. Эйферта, Н.И. Шестакова (1913 - 1920гг.). В свое время их работы выступили связующим звеном между «старой» и «новой» живописью, академическая школа и свежие впечатления позволили создать яркие, самобытные произведения.
Первое 20-летие ХХ века - сложная часть развития отечественной живописи. В это время в отечественной живописи формируются основные темы деревенского натюрморта («полевые цветы», «плоды и фрукты», «местный» натюрморт и т.д.), определяются разнообразные техники и приемы. Сочные красные «Яблоки» И. Грабаря (1916), эффектный «Натюрморт. Цветы» Н. Шестакова (1920), живые «Рыбы» Л. Веселовского (1913) - лучшее тому подтверждение.
Полотна, выполненные в стиле «социалистического реализма» 40-60х годов (Д. Тархов, В. Одинцов, Р. Затуловская, Н. Барсамов), раскрывают особенности отечественного натюрморта в указанный исторический период. Вновь востребованные на выставках полотна реалистов не только расширяют представления молодого поколения о требованиях эстетики в указанный исторический период, но и ярко свидетельствуют о таланте авторов. За каждым произведением - личность с неповторимым жизненным опытом, внимательное наблюдение за миром и любовь к нему.
Пристальный интерес вызвали у зрителя работы мастеров астраханской художественной школы - И. Горюшкина - Сорокопудова, В. Эйферта, В. Жаркова-Волжского, К. Сафаргалеева. Ученики и последователи ее основателя - художника Павла Власова - с удовольствием изображали на своих полотнах Астраханский край и его богатства - Волгу, рыбу, арбузы, овощи... Натюрморт ХХ столетия, кажется, пережил все, прошел путь от натурализма к кубистическому обобщению и полной абстракции. И вновь к натурализму и гиперреализму. В нем трудно сказать новое слово. Своё - всегда можно и нужно!


 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»