«Царство Флоры» в Рижской Бирже

Работы старых мастеров Голландии и Фландрии из собрания московского коллекционера Валерия Бабкина летом 2012 года были представлены в Большом зале художественного музея «Рижская Биржа».
Погруженный в полумрак Большой зал Рижской Биржи заполнен дурманящими ароматами: уникальные композиции из живых цветов, созданные специалистами Рундальского замка, прославленного своим парком и розарием, словно сошли с полотен выставки «Царство Флоры. Цветочные натюрморты старых мастеров Голландии и Фландрии». Летом 2012 года владелец галереи Modus Vivendi, коллекционер Валерий Бабкин представил любителям искусства более двадцати работ мастеров золотого века нидерландской живописи из своего собрания. Валерий Бабкин вспоминает, что в юности хотел стать искусствоведом, но судьба распорядилась так, что только около десяти лет назад он в определенной степени смог осуществить давние планы - начал собирать собственную коллекцию. А коллекция, как это нередко бывает, живет своей жизнью и требует от владельца выставочных проектов, издания каталогов и непростой исследовательской работы. На XXII Московском антикварном салоне Валерий Бабкин представил свой некоммерческий проект «Коллекция голландских и фламандских мастеров XVII века: шедевры голландской и фламандской живописи». Среди выставленных работ было великолепное «Мистическое обручение Св. Екатерины» Эразма Квеллина третьей четверти XVII века, «Интерьер готического собора после вечерней мессы» Петера Неффса Старшего второй трети XVII века, а также не экспонировавшиеся ранее шедевры таких художников XVII века, как Петер Неффс Младший, Ян ван Кессель, Карел Брейдель. Возвращаясь к рижской выставке следует напомнить, что натюрморт как признанный жанр, в рамках которого существовало разделение, связанное с «содержанием» картин: натюрморты с изображением рыб, диковинных морских раковин, vanitas - натюрморты с композицией предметов, отражающих мимолетность жизни (от лат. - суета, тщеславие) и др., сформировался в Нидерландах в конце XVI века. Жанр цветочного натюрморта достиг своего расцвета в Голландии и Фландрии - странах, образовавшихся после разделения Нидерландов в XVII веке. Если основателями жанра традиционно считаются фламандские мастера (работы Яна Брейгеля Бархатного на долгие годы стали своеобразным эталоном для художников, создававших цветочные натюрморты), то в Голландии жанр приобрел наибольшую популярность. Одной из причин, по которой покупатели с удовольствием украшали свои дома изображениями сложных и изысканных цветочных композиций, стало важное значение в жизни голландцев садоводства и разведения редких растений. Однако не только утонченно-реалистическая передача прекрасных деталей повседневной жизни привлекала современников в работах мастеров цветочного натюрморта. Изображение цветочной композиции несло в себе глубокий иносказательный смысл. Каждый предмет в натюрморте давал зрителю XVII века возможность построения многослойной структуры ассоциаций и аллегорий, каждый цветок в букете мог нести смысл назидательный, любовный и философский одновременно. Тюльпан был олицетворением греховности и бренности человеческой жизни (воплощая быстротечную красоту и, одновременно, суетность занятия разведением этого цветка). Заморские раковины напоминали о неразумной трате денег, муха на персике или розе являлась одним из символов смерти и зла; бабочка, порхающая над цветком, - аллегорическим изображением души праведника. Посетители выставки «Царство Флоры», рассматривая изысканные цветочные композиции на полотнах мастеров XVII века, получили редкую возможность погрузиться в мир утонченных философских аллегорий и аллюзий. В последнее время любители искусства, можно сказать, избалованы разнообразной полиграфической продукцией, сопровождающей выставки, - в первую очередь профессионально составленными и прекрасно изданными каталогами. Однако, каталог выставки «Царство Флоры» привлекает возможностью почувствовать близость и теплоту цветочных натюрмортов XVII века: особый интерес вызывает подробный анализ «элементов» - цветов, составляющих букеты, изображенные на картинах. Для расшифровки цветов потребовалась помощь специалиста - Александра Швецова, заведующего отделом флоры Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН. И в каталоге, и рядом с картинами непосредственно в экспозиции присутствуют схемы расположения цветов, с комментариями, поясняющими значение каждого цветка и смысл композиции. Это, без преувеличения, настоящий подарок для садовода, который, посетив выставку и изучив каталог, может попробовать вырастить в своем саду составляющие, к примеру, цветочной композиции, изображенной на уникальной работе Яна Баптиста Босхарта II «Цветочный венок, окружающий медальон на раннехристианский мотив».

Коллекция Валерия Бабкина известна не только в России, но и в Европе. Своего рода «коллекцию в коллекции» - собрание цветочных натюрмортов представляют работы мастеров семейства Брейгелей (Ян Брейгель младший, Фердинанд Брейгель, Ян Питер Брейгель), произведения таких мастеров, как Гаспар Питер Вербрюгген младший, Алида Витхоос, Карел ван Вогелар, Питер Кастелс III, Ян Эверт Морел I, Эгидиус Нейманс, Якоба-Мария ван Троост-Никеле, Мишель Джозеф Спекаерт, Ян Филип Ван Тилен, Питер Хардиме, Симон Хардиме, Ян ван Хейсум, Якоб Мельхиор ван Херк. Рижская экспозиция не была ограничена только цветочными натюрмортами - драгоценной оправой для «тематических» цветочных полотен послужили работы мастеров той эпохи из коллекции Валерия Бабкина, принадлежащие другим жанрам (пейзажи, портреты, исторические, батальные сцены), в том числе полотно «Шторм у скалистых берегов» Людолфа Бакхейзена.

Выбор Художественного музея «Рижская Биржа» в качестве площадки для организации выставки собрания российского коллекционера только на первый взгляд вызывает удивление. Выставочное пространство, позволяющее разместить достаточно объемную экспозицию, профессионализм сотрудников музея, отличная система освещения, дающая возможность представить каждую картину как драгоценную жемчужину, - все это делает музей «Рижская биржа» одной из наиболее комфортных выставочных площадок, подходящих для реализации самых амбициозных художественных проектов. Комфорт этот не ограничивается только достоинствами выставочного зала. Ни для кого не секрет, что значительная часть произведений искусства, которые русские коллекционеры приобретают на европейских аукционах, так никогда и не попадает в Россию - из-за особенностей отечественного таможенного законодательства, а также просто из-за «неуверенности в завтрашнем дне», из-за отсутствия гарантий неприкосновенности частной собственности. Не исключено, что со временем Рига, одна из европейских столиц, находящаяся в полутора часах лё та от Москвы, может превратиться в место, где будут показаны русские частные коллекции, до сего дня - из соображений безопасности - скрытые на просторах Европы. И все-таки, несмотря ни на что, будем надеяться, что для российских любителей искусства еще не раз представится возможность увидеть коллекцию Валерия Бабкина, не покидая пределов России.
Инна Пуликова
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|