«Русские платки и шали» из собрания Ярославского художественного музея
 |
28 апреля в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея состоялось открытие выставки «Русские платки и шали» из собрания Ярославского художественного музея. Коллекция платков и шалей Ярославского художественного музея насчитывает чуть более пятидесяти произведений, выполненных в разных материалах и техниках, а также в различных центрах производства в XIX-начале XX века. Экспозиция знакомит с наиболее яркой частью собрания, дающей представление, как о самой коллекции, так и о меняющихся вкусах, модных тенденциях прошлого. Особенность выставки в том, что более 30 экспонатов из текстиля дополнены 30 произведениями живописи, поэтому можно увидеть не только сами платки и шали, но их обладательниц, полнее понять, что для женщин того времени значил платок или шаль, как и с каким костюмом их носили. На купеческих и дворянских портретах первой половины - середины XIX века шали подчеркивают социальный статус и материальное благополучие изображенной. Живописный ряд произведений показывает женщин всех сословий с их особенным отношением к традиционному головному убору. Произведения известных художников С.Д. Милорадовича, И.С. Куликова, П.И. Нерадовского, А.Е. Архипова, Г.П. Светлицкого, В.И. Навозова и др. в экспозиции соседствуют с галереей портретов купчих, созданной неизвестными художниками, но представляющий целый срез русской провинциальной художественной культуры второй половины XIX века. Мода на шали приходит в Россию из Франции, где немало способствовала ее распространению супруга Наполеона Жозефина Богарне, получившая в подарок от мужа после египетского похода множество образцов восточных шалей. Но стоили они целое состояние, так как ткали их вручную, создавая цветными нитями орнаменты, и на изготовление одного изделия у мастерицы уходил не один год. Высоко ценились и шелковые платки из дорогого привозного сырья. В России в первой половине XIX века в Воронежской губернии сложилось свое производство тканых шерстяных тканей. Всех их называли колокольцевскими, по имени владельца самой известной мануфактуры. В крестьянской среде ношение платков замужней женщиной было не следствием переменчивой моды, а данью православным традициям. Платки изготавливали в домах сами, ткали изо льна или приобретали недорогие хлопчатобумажные изделия московских и ивановских фабрик. Позднее с изменением техники производства, с появлением шерстяных и шелковых шалей украшенных в технике печати, с началом применения химических красителей стоимость платков и шалей удешевляется, и они стали доступны практически всем слоям населения. Во второй половине XIX века особенно популярными были шерстяные печатные платки и шали Павловского посада Московской губернии. В это время выявляются наиболее любимые россиянками орнаменты: цветочный и «турецкий огурец». Шерстяных и шелковых шалей, украшенных в технике набойки до наших дней сохранилось довольно много, и они представлены на выставке. Их дополняют шали и палантины с ручной вышивкой и изделия сложных техник ручного ткачества. Знакомит выставка и с изделиями крупных центров ручного шелкового кружевоплетения дореволюционной России - нижегородской Балахной и липецким Ельцом. Выставка рассказывает о платках и шалях как о произведениях декоративно-прикладного искусства, демонстрирует все многообразие их использования и воссоздает образ русской женщины, неразрывно связанный с шалью и платком.
На главную страницу
Ключевые слова: %keywords%
|